Особая (свободная) экономическая зона

Решением Верховного Совета РСФСР шесть регионов, в том числе Калининградская область, 14 июля 1990 г. были объявлены зонами свободного предпринимательства. Третьего июля 1991 г. Председатель Верховного Совета РСФСР издал распоряжение «О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области». А Постановление Совета Министров РСФСР от 25.09.1991 г. № 497 утвердило «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь")» [6], включившей, за исключением оборонных объектов, всю территорию области.

Основу СЭЗ «Янтарь» составил механизм свободной таможенной зоны, действовавший на всей территории области (кроме районов области, связанных с обеспечением обороны страны). Он предусматривал беспошлинный экспорт товаров, произведенных на территории СЭЗ «Янтарь», и беспошлинный импорт товаров, используемых для производства продукции или реализации на территории СЭЗ. Кроме того, для предприятий-резидентов СЭЗ «Янтарь» были установлены и налоговые льготы. Так, в Постановлении было указано, что налог на прибыль предприятий-резидентов СЭЗ «Янтарь» в течение первых пяти лет функционирования свободной экономической зоны не может превышать 30 %. Для расположенных в СЭЗ «Янтарь» предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 % и более и для предприятий-резидентов СЭЗ «Янтарь» с объемом экспорта не менее 30 % годового объема производства были установлены следующие налоговые льготы:

  • налог на прибыль в размере не более 16 %, за исключением части прибыли, переводимой за границу;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль и на переводимую за границу часть прибыли на срок до 5 лет после получения объявленной прибыли.

Часть прибыли, реинвестируемая предприятиями-резидентами СЭЗ «Янтарь» в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры СЭЗ «Янтарь», освобождалась от налогообложения.

С превращением в 1991 г. области в эксклав РФ механизму свободной экономической зоны стало придаваться и другое значение. Он стал рассматриваться как механизм компенсации изолированного географического положения области.

Однако долгое время положение о зоне полностью или частично игнорировалось различными ведомствами (Государственным таможенным комитетом, Минэкономики, Министерством внешнеэкономических связей, налоговой инспекцией и т. п.). В рамках начавшихся в январе 1992 г. экономических реформ вообще не предусматривалось каких-либо льгот для территорий, объявленных ранее СЭЗ. Для того чтобы предоставленные области льготные налоговый и таможенный режимы начали работать, потребовалось три Указа Президента Российской Федерации (июнь и декабрь 1992 г., декабрь 1993 г.) и два Постановления Правительства РФ (август 1992 г. и май 1994 г.).

Тем не менее свободная зона постепенно стала стратегическим направлением развития региона. Ее содержание составляло получение всей областью режима свободной таможенной зоны (отменой всех видов сборов — как при экспорте, так и импорте товаров и услуг), льгот по налогообложению совместных и иностранных предприятий, свободный вывоз прибыли иностранными инвесторами, а также централизованное финансирование развития инфраструктуры.

Создание СЭЗ «Янтарь» должно было способствовать социально-экономическому развитию территории и повышению жизненного уровня населения на основе расширения сотрудничества с зарубежными странами и привлечения иностранного капитала, наращивания производства экспортной и импортной продукции. Первоначально именно привлечение иностранных инвестиций составляло основу зонального механизма, но постепенно центр тяжести сместился на таможенные привилегии и стимулирование импортозамещения, а также обслуживание российской внешней торговли. Позднее стали говорить о СЭЗ как механизме компенсации области ее эксклавного положения.

В областной администрации был создан комитет по развитию СЭЗ «Янтарь», проводилась работа по рекламе свободной экономической зоны и обоснованию конкретных проектов. Было собрано более 100 проектов и предложений от различных предприятий по инвестированию и созданию совместных предприятий. Около 30 из них получили льготные кредиты для реализации наиболее перспективных проектов за счет налогового кредита, который был предоставлен области в 1994—1996 гг. на пять лет в размере 200 млрд рублей (в прежних ценах, до деноминирования) на льготных условиях (под ¼ ставки рефинансирования Центробанка).

Общее число совместных и иностранных предприятий, зарегистрированных на территории области, к 1995 г. превысило 1100 (7 % от общего числа таких предприятий по Российской Федерации). Но ожидавшегося мощного притока иностранных инвестиций не произошло. Вместо наращивания производства большинство совместных предприятий стали заниматься торгово-посреднической деятельностью. Большое развитие получила «челночная» торговля с поставками товаров в другие регионы страны.

Режим СЭЗ привел к еще более сильному росту импорта товаров, в особенности товаров народного потребления, чем в среднем по России. Местные производители оказались в условиях более жесткой конкуренции, чем в других регионах страны. Большинство отраслей хозяйства, работающих на региональный рынок, стали испытывать серьезные трудности, не выдерживая конкуренции с зарубежными производителями аналогичной продукции. При этом соседние с Калининградской областью страны стимулировали производство и экспорт, особенно продовольствия.

Однако механизм свободной экономической зоны имел для экономики и населения области и положительные следствия. Возросла роль области в осуществлении российских внешнеторговых связей, особенно импортных. Цены на потребительские товары в Калининграде благодаря более дешевому импорту были значительно ниже, чем в среднем по стране. Намного выше среднего число легковых автомобилей в расчете на тысячу жителей. Более быстро развивалось предпринимательство, прежде всего в сфере торговли. Получил развитие иностранный туризм.

Правда, и официальная заработная плата в области была ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Выше уровень безработицы. Больше доля населения, проживающего за чертой бедности. Однако, по мнению ряда специалистов, низкий уровень доходов и высокая безработица были связаны в большой мере с недостатками статистического учета, который трудно наладить на малых и индивидуальных частных предприятиях, играющих в области очень большую роль. Речь идет о теневой экономике, когда предприниматели скрывают часть производства и уклоняются от уплаты налогов, а заработную плату выплачивают «в конвертах». Она наблюдается и в западных странах, и весьма характерна для России. Но в Калининградской области получила особенно большое распространение.

Нестабильность режима СЭЗ «Янтарь» рассматривалась областными органами власти в качестве одного из факторов неудовлетворительного решения проблем регионального развития, поэтому они сосредоточились на подготовке и лоббировании специального закона, призванного обеспечить стабильность льготных условий хозяйствования в регионе.

Ситуация стала более стабильной с принятием 22 января 1996 г. федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» [4]. Принятый Закон повысил статус документов, регулирующих хозяйственную деятельность в регионе. Законом было декларировано создание благоприятных условий для социально-экономического развития области, а ОЭЗ предусмотрено развивать на основе федеральной программы. Согласно закону, как и ранее Положению о СЭЗ «Янтарь», территория ОЭЗ включила всю территорию области, кроме оборонных объектов, а функции администрации ОЭЗ получила администрация области. В то же время по своему содержанию он оказался в целом более узким, чем прежнее Положение о СЭЗ «Янтарь», так как не предусматривал достаточных механизмов стимулирования инвестиций.

Закон, прежде всего, регулировал экспортные и импортные операции предоставлением таможенных льгот. Было предусмотрено, что таможенные пошлины и другие таможенные платежи при оформлении товаров не взимаются в следующих случаях:

— во-первых, с товаров, произведенных в ОЭЗ и вывозимых в другие страны и на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (включая территорию Таможенного союза);

— во-вторых, с товаров, ввозимых из других стран для потребления в регионе либо затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров).

Не получили таможенных льгот товары, импортируемые и затем вывозимые на остальную часть Российской Федерации.

Для защиты внутреннего рынка с 1998 г. стал использоваться механизм квотирования ряда импортируемых товаров, подпадающих под льготы ОЭЗ. Квоты на беспошлинный импорт продавались на аукционах, а полученные средства поступали бюджет. В перечень квотируемых включались товары, производство которых налаживалось в Калининградской области (продукция сельского хозяйства, товары широкого потребления).

Порядок определения происхождения товара из ОЭЗ был установлен Государственным таможенным комитетом РФ по согласованию с администрацией области. Чтобы товар считался произведенным в ОЭЗ, необходимо было, чтобы величина добавленной стоимости его обработки или переработки составила не менее 30 %, а для электроники и сложной бытовой техники — не менее 15 %. Установленные нормативы были значительно выше нормы таможенного обложения соответствующих товаров. На начало 2005 г. только по мясу птицы таможенная пошлина составляла 25 %, по остальным товарам — 20 % (телевизоры, ковры, мебель, колбасы, мясные консервы) или 15 % (бытовая техника, мясо крупного рогатого скота, рыбные консервы). Кроме того, после обработки должен был быть получен другой товар. Считались не отвечающими критерию достаточной переработки простые сборочные операции, подготовка товаров к продаже и транспортировке.

Но принятый Закон об ОЭЗ не являлся законом прямого действия, и конкретные положения, вытекающие из него, требовалось согласовывать дополнительно. Он должен был соответствовать вновь принимаемым законам. Так, некоторые положения Закона перестали действовать с принятием Таможенного кодекса и Второй части Налогового кодекса РФ (льготы по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на импортируемые подакцизные товары, инвестиционная льгота при налогообложении прибыли). Фактическое содержание определяемого Законом хозяйственного механизма свелось к таможенным льготам (за указанным выше исключением), квотированию беспошлинного импорта и порядку определения товаров, произведенных в области.

В Калининградской области возникла новая промышленность, в значительной своей части базирующаяся на таможенных льготах. Во многом вследствие этого экономика области по сравнению с большинством российских регионов имеет более высокую волатильность: в благоприятные периоды (высоких цен на нефть) темпы ее роста значительно опережают общероссийские, но во время кризиса темпы ее падения также выше средних (хотя и не в столь значительной пропорции).

Специалисты выделяют следующие позитивные и негативные стороны «зонального механизма».

Позитивные аспекты режима ОЭЗ:

  • реструктуризация областной экономики;
  • наполнение потребительского рынка региона, формирование необходимой степени конкуренции;
  • адаптация предпринимателей к эксклавному положению региона, появление новых предприятий, освоение рядом старых предприятий современной конкурентоспособной продукции;
  • область сохранена в общероссийском экономическом пространстве, освоена ниша в территориальном разделении труда.

Негативные аспекты режима ОЭЗ:

  • относительно узкая специализация промышленности региона, преобладание сборочных технологий;
  • неполное соответствие правилам и обычаям Всемирной торговой организации (ВТО);
  • жесткая конкуренция с рядом отечественных товаропроизводителей из других регионов, не располагающих таможенными преференциями, а также с импортерами товаров, которые производятся в области благодаря режиму ОЭЗ.

На протяжении 2001—2005 гг. предпринимались неоднократные попытки внести в Закон об ОЭЗ поправки с целью его совершенствования. Но у специалистов отсутствовало единое мнение о нынешнем состоянии экономики региона и роли ОЭЗ в региональном развитии. Кроме того, сложность совершенствования Закона связана с необходимостью его увязки с другими федеральными законами, особенно с Таможенным, Налоговым кодексами. Следовало также учитывать содержание и дух принятого в 2005 г. федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (хотя в нем специально оговорено, что по ОЭЗ в Калининградской области будет принят отдельный закон). Эта сложная задача была решена только в начале 2006 г., когда был принят новый закон об Особой экономической зоне в Калининградской области.

Действовавший в ОЭЗ режим свободной таможенной зоны в избыточной мере компенсировал большому количеству хозяйствующих субъектов дополнительные затраты и потери от эксклавности региона и позволил создать в области весьма конкурентоспособные производства многих потребительских товаров. Дополнительные расходы, то есть затраты и потери от дорогостоящей транспортировки грузов при перевозках между Калининградской областью и другими регионами России, а также в связи с необходимостью оформления таможенных и других документов, составили в 2004 г. более 5 млрд рублей. А экономия на таможенных платежах достигла 13,5 млрд рублей, которые не поступили в федеральный бюджет. Избыточная компенсация (разница между дополнительными расходами и не уплаченными таможенными пошлинами) превысила 8 млрд рублей. Чем больше товаров производится в области, тем значительнее становится избыточная компенсация. Следовательно, предприниматели получили большие дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с производителями продукции в других регионах страны.

Пока объемы производства товаров в Калининградской области были невелики, их поставки на общероссийский рынок не сильно сказывались на возможностях производства и продажи аналогичных товаров, например, в Центре России. Но когда калининградские товары составили на рынке значительную долю, это вызвало недовольство и протесты со стороны производителей продукции на основной части страны. Они стали утверждать о недобросовестной конкуренции со стороны калининградских производителей (использующих льготы, которых не имеют предприятия других регионов). Целесообразность режима свободной таможенной зоны как главного инструмента ОЭЗ в Калининградской области стала ставиться под сомнение.

Вторым фактором, инициировавшим разработку нового закона об ОЭЗ, стало ожидаемое вступлении России во Всемирную торговую организацию. Последующее снижение ввозных пошлин, характерное для членства в этой организации, намного снизит преимущества главного инструмента прежней ОЭЗ — свободной таможенной зоны.

В-третьих, многие специалисты указывают на то, что в мире преобладают свободные зоны, пользующиеся не таможенными, а налоговыми льготами. И деятельность таких зон во многих странах мира очень эффективна.

Десятого января 2006 г. Президент России подписал новый закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» [5], с началом срока действия с 1 апреля 2006 г. Закон должен действовать в течение 25 лет. Он предполагает льготное налогообложение инвесторов, вкладывающих в развитие экономики области (особенно в производство товаров) значительные инвестиции. Закон носит компромиссный характер и предполагает в течение 10-летнего периода сосуществование двух видов льгот: налоговых и таможенных (в несколько модифицированном виде, для предприятий, пользующихся ими сейчас, с возможными ограничениями по характеру деятельности). Сохранение в новой редакции закона десятилетнего переходного периода для предприятий, действующих по ФЗ № 13-96, позволит бизнесу окупить уже вложенные средства и переориентировать производство в соответствии с изменившимися условиями.

Участниками ОЭЗ, согласно данному Закону, являются юридические лица, реализующие на территории области инвестиционные проекты в форме капитальных вложений, которые осуществляются в течение трех лет с даты включения в единый реестр участников Особой экономической зоны. Минимальная инвестиционная стоимость проекта — 150 млн рублей. Инвестиционные проекты не могут быть направлены на добычу сырой нефти и природного газа; производство водки, ликеро-водочных изделий, этилового спирта, табака и табачных изделий, а также других подакцизных товаров по списку, утверждаемому Правительством Российской Федерации; оказание услуг, связанных с добычей нефти и природного газа; оптовую и розничную торговлю; ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования; оказание финансовых услуг и т. д.

Для участников ОЭЗ предусматриваются значительные налоговые льготы:

  • по налогу на прибыль нулевая ставка налога на прибыль в течение первых шести лет реализации инвестиционных проектов и 50 %-ная ставка налога в следующие шесть лет;
  • по налогу на имущество нулевая ставка налога в течение первых шести лет осуществления инвестиционных проектов.

Налоговые льготы, предусмотренные в новой редакции Закона об ОЭЗ в Калининградской области, создают стимулы для организации новых капиталоемких производств в ряде отраслей региональной экономики, ранее не стимулируемых режимом свободной таможенной зоны.

В течение переходного периода с начала действия нового закона сохраняются таможенные льготы в редакции «старого» режима ОЭЗ, однако при определении происхождения товара учитывается процент доработки (переработки) и изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД России на уровне любого первого из пяти знаков.

Новый Закон об ОЭЗ, не исключая возможности развития импортозамещения, создал предпосылки ускоренного роста производства и постепенного перехода экономики региона к экспортной ориентации. Предполагалось, что сохранение в новой редакции закона десятилетнего переходного периода для предприятий, уже работавших в режиме ОЭЗ, позволит бизнесу окупить уже вложенные средства и переориентировать производство в соответствии с изменившимися условиями. Но этого не произошло. Предприятия продолжали работать в прежнем режиме, а полученная прибыль не направлялась на реструктуризацию действующих или создание новых производств.

Кроме того, имеется способ обойти требования установленной законом об ОЭЗ нормы добавленной стоимости. Недостающую до норматива часть добавленной стоимости могут составить импортированные детали, прошедшие «растаможивание» (уплату таможенных пошлин) — тем самым, применительно к нормативу добавленной стоимости, они приравниваются к произведенным в России. О возможности возникновения таких «гибридных» схем говорилось еще до принятия Закона об ОЭЗ 2006 г. [11] [12]. С его принятием они практически сразу стали реальностью.

Сложнейшая проблема обрабатывающих производств Калининградской области заключается в том, что большая их часть зависит от таможенных льгот режима Особой экономической зоны образца 1996 г. Доля предприятий различных режимов хозяйствования в совокупных показателях обрабатывающих предприятий производств характеризуют данные таблицы 1.

Таблица 1

Доля предприятий различных режимов в совокупных показателях всех режимов, 2013 г., %

Режим

Численность 

занятых

Стоимость 

основных средств

Выпуск 

продукции

ОЭЗ 1996

38,8

16,9

71,7

ОЭЗ 2006

17,7

48,2

12,2

ОЭЗ 1996 и ОЭЗ 2006

6,1

23,5

6,4

Прочие

37,4

11,4

9,7

Всего

100

100

100

Источник: [10].

На предприятиях, применяющих режим ОЭЗ 1996 г. (в том числе использующие одновременно режим ОЭЗ 2006 г.), сосредоточено 45 % всех занятых на обрабатывающих производствах региона. А стоимость основных средств составляет только около 40 %, хотя они выпускают 78 % всей продукции. Правда, доля продукции собственного производства значительно ниже из-за невысокой нормы добавленной стоимости. Отметим положительную роль налоговых льгот закона об ОЭЗ 2006 г. в оснащении производства: на резидентов ОЭЗ, применяющих такие льготы (в том числе использующие одновременно и таможенные льготы), приходится 72 % стоимости основных средств обрабатывающей промышленности [14].

Действие Закона об ОЭЗ не привело к притоку в область крупных инвестиций (ни российских, ни иностранных). В реестр резидентов ОЭЗ включено 95 организаций, имеющих налоговые льготы или претендующих на них. У 15 из резидентов проекты находятся на инвестиционной стадии. Уже реализован ряд крупных инвестиционных проектов с использованием новейших технологий. К ним относятся проекты ЗАО «Содружество-Соя»; ООО «БалтКерамика»; ООО «Первая Картонажная Фабрика»; ООО «Пятый элемент». К резидентам ОЭЗ (2006 г.) относятся пять хозяйствующих субъектов, занимающихся производством автомобилей.

На начало 2013 г. общий объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составлял 73,6 млрд рублей. Из них на инвестиционные проекты в обрабатывающих отраслях приходится 61 %, на сферу транспорта и связи — 21 %, на операции с недвижимым имуществом и аренду — 8 %.

По состоянию на 31 декабря 2014 года объем фактических инвестиций (с учетом стоимости земли и приобретенных зданий/сооружений), осуществленных с начала реализации инвестиционных проектов, достиг 98,1 млрд рублей, в том числе за 2014 год – 6,5 млрд рублей. 

За 10 лет функционирования ОЭЗ в режиме 16-ФЗ резидентами стали 107 предприятий. Уровень заявленных инвестиций составляет 93,2 млрд рублей. Из них 58% являются инвестициями предприятий по обрабатывающей промышленности, на транспортно-логистические проекты приходится 24%, проекты по созданию и управлению недвижимым имуществом - 7%. Среднесписочная численность работников 21,7 тысяч человек. 

Опыт регионального применения ОЭЗ в Калининградской области показал, что режим свободной таможенной зоны (с принятыми для региона правилами вывоза произведенной в ОЭЗ продукции в другие российские регионы) позволяет решать задачи создания рабочих мест и организации производства продукции частичного импортозамещения с невысоким уровнем локализации производства. Однако рабочие места чаще всего имеют невысокую фондовооруженность, используемые технологии недостаточно инновационны и не обеспечивают высокой производительности труда. Хотя объемы валовой продукции и добавленной стоимости в расчете на одного работника достаточно высоки, норма добавленной стоимости низка и крайне медленно растет с течением времени (хотя при принятии Закона об ОЭЗ предполагалось последовательное увеличение этого показателя).

Следовательно, ОЭЗ в Калининградской области (1996 г.) решила краткосрочные проблемы восстановления экономики после глубокого экономического кризиса. Но созданная структура экономики оказалась недостаточно прогрессивной, обеспечивающей поставки преимущественно на российский рынок, с крайне невысокой долей экспорта. Предоставляемые предприятиям-резидентам налоговые льготы по Закону об ОЭЗ 2006 г. не позволяют получать соответствующие доходы в областной бюджет. Количество созданных рабочих мест по данному Закону составляет пока только немногим более 9 тысяч. А сумма льгот бюджета практически равна сумме поступлений в бюджет от предприятий-резидентов ОЭЗ.

[1] Государственная программа Калининградской области «Модернизация экономики». Министерство экономики Калининградской области. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/38
[2] Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года»: распоряжение Правительства РФ № 461-р от 27 марта 2013 года. URL: http://gosprogrammy.gov.ru (дата обращения: 24.10.2015).
[3] Концепции долгосрочного социально-экономического развития Россий-ской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009# (дата обращения: 06.10.2015).
[4] Об Особой экономической зоне в Калининградской области: федераль-ный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ // Российская газета. 1996. 30 янв.
[5] Об Особой экономической зоне в Калининградской области: федераль-ный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ // Российская газета. 2006. 19 янв.
[6] Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»): постановление Совмина РСФСР от 25.09.91 № 497 // Закон прост URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/226 (дата обращения: 10.01.2015).
[7] Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 311. Портал госу-дарственных программ РФ. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/37 (дата обращения: 06.01.2015).
[8] Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 311. Портал госу-дарственных программ РФ. URL: http://programs.gov. ru/Portal/programs/passport/37 (дата обращения: 06.01.2015).
[9] Федеральная целевая программа «Развитие Калининградской области на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г., № 866 (ред. от 07.06.2014 г.). URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/135 (дата обращения: 01.10.2015).
[10] Анализ хозяйствующих субъектов и определение требований к их эко-номическим характеристикам на основе балансовой модели развития региона для формирования механизмов поддержки с целью наращивания конкуренто-способности экономики Калининградской области. Госконтракт / РЭУ им. Пле-ханова, 2014.
[11] Гареев Т. Р., Жданов В. П., Федоров Г. М. Новая экономика Калинин-градской области // Вопросы экономики. 2005. № 2. С. 23—39.
[12] Гареев Т. Р., Федоров Г. М. Плюсы и минусы режима Особой экономи-ческой зоны // Космополис. 2005. № 13(3). С. 82—89.
[13] Гимбицкий К. К., Кузнецова А. Л., Федоров Г. М. Развитие экономики Калининградской области: новый этап реструктуризации // Балтийский регион. 2014. № 1(19). С. 5671.
[14] Кузнецова А. Л. О направлениях создания устойчивой и динамичной экономики Калининградской области // Балтийский регион. 2015. № 3. С. 108—125.
[15] Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Россий-ской Федерации на период до 2030 года // Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 06.01.2015).
[16] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013.
[17] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014.
[18] Сводный годовой доклад о реализации и оценке эффективности госу-дарственных программ Калининградской области за 2014 год. URL: http://www. gov39.ru/ekonomy/zip/celprog/doklad.pdf