Формирование бюджетов

С целью выполнения одной из поставленных задач — «определить движение финансовых потоков, включая как хозяйствующие субъекты, так и муниципальные бюджеты (источники и объемы поступления доходов в муниципальный бюджет, а также направления и структуру муниципальных расходов; выявить резервы повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципалитетов) — обеспечен сбор необходимых материалов по формированию и использованию средств муниципальных бюджетов. Начат анализ финансовых потоков в муниципальных образованиях. Установлены качественные различия между относительными (душевыми) показателями бюджетов разных муниципальных образований.

Комбинированная группировка на основе двух финансовых показателей: 1) объема доходов муниципального бюджета в расчете на 1 жителя и 2) доли собственных налоговых и неналоговых доходов в совокупности доходов бюджета — позволила дать еще одну «отраслевую» — финансово-бюджетную — типологическую группировку муниципальных образований (таблица 1).

Таблица 1

Распределение муниципальных образований по доходам муниципального бюджета на душу населения и доле налоговых и неналоговых доходов в бюджете

Доходы муниципального бюджета на душу населения, руб.

Доля налоговых и неналоговых доходов в бюджете муниципального образования,%

До 20

От 20 до 35

От 35 до 50

От 50 до 60

От 60 000

до 85 000

Озёрский ГО,

Нестеровский МР,

Краснознаменский МР,

Светловский ГО,

Полесский МР

От 35 000

до 45 000

Правдинский МР,

Черняховский МР,

Славский МР

Мамоновский ГО,

Гусевский ГО

От 19 000

До 35 000

Ладушкинский ГО,

Советский ГО,

Неманский МО,

Гвардейский ГО,

Балтийский МР,

Багратионовский МР

Гурьевский ГО,

Янтарный ГО,

Пионерский ГО,

Калининградский ГО

Зеленоградский МР,

Светлогорский МР

МР — муниципальный район, ГО — городской округ.

Сопоставив комплексную типологию муниципальных образований с их группировкой по доходам муниципального бюджета на душу населения и доле налоговых и неналоговых доходов в бюджете, можно сделать вывод о том, что наименее развитые в социально-экономическом отношении муниципалитеты имеют наиболее высокие доходы на душу населения при наиболее низкой доле собственных доходов. Иначе говоря, они финансируются преимущественно за счет трансфертов из областного бюджета. При этом значительная часть доходов, полученных на территории муниципальных образований, перечисляется в вышестоящие бюджеты, лишь частично возвращаясь в виде трансфертов. Даже в Светлогорском районе, имеющем наиболее высокую долю собственных доходов (59 %) в консолидированном муниципальном бюджете, в абсолютном выражении они составляют всего 20 тыс. рублей на душу населения в год, и это самый высокий уровень среди муниципальных образований области (приложение В). Можно утверждать, что имеются принципиальные методические недостатки формирования доходных статей муниципальных образований области.