Основные экономические показатели

По данным Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, мебельное производство в регионе осуществляют около 200 организаций. Практически все предприятия отрасли относятся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства, здесь занято более 10 тыс. человек. Наиболее значимыми для экономики Калининградской области организациями в данном секторе являются около 30 организаций по производству мебели, полуфабрикатов, поставкам сырья, материалов и комплектующих изделий [4]:

  1. производители мебели: ООО «Дедал», ООО «Интердизайн», ООО «Манн Групп», ООО «Аквелла», ООО «Верона», ООО «Лазурит», ООО «Даллас», ООО «Максик», ООО «Прагматика», ООО «Фалке-Мебель», ООО «Россиббалт», ООО «Майстер-Мебель», ООО «Нимакс», ООО «Футура», ООО «Сота»;
  2. производители полуфабрикатов: ООО «Пиком», ООО «Евро-форм», ООО «Фабрика мебели "555"», ООО «Манн Групп»;
  3. поставщики сырья и материалов: ООО «ДСПлит», ООО «Балтламинат», ООО «Виктория», ООО «Евростекло», ООО «Стеклоцентр», ООО «Мебельщик», ООО «Мегамакс», ООО RENAU.

Доля мебельной продукции, произведенной в Калининградской области, в общем объеме продаж мебели в Российской Федерации, по экспертной оценке, составляет около 5 % [23]. Причем 80 % мебельной продукции региона поступает на российский рынок (более чем в 40 субъектов РФ), около 13 % — на внутренний калининградский рынок и 7 % — в страны СНГ, Европы (Голландия, Англия, Франция) и Ближнего Востока (Израиль) [4].

По данным Росстата, в производстве мебели рентабельность в среднем составляет 9,0 %. Калининградская область по итогам года входит в пятерку лидеров субъектов РФ: Владимирская область (45,3 %), Воронежская область (31,4 %), Нижегородская область (26,9 %), Саратовская область (24,3 %), Калининградская область (10,8 %) [23].

Конкурентное преимущество отрасли обеспечивается следующим [4]:

  • достигнутый технологический уровень, в том числе посредством создания новых предприятий и технического перевооружения действующих;
  • высокий уровень квалификации кадров;
  • использование зарубежных дизайнерских разработок, импортных комплектующих и внедрение технологий, используемых в Германии, Австрии, Италии;
  • оптимальное сочетание конкурентной цены и высокого качества продукции, соответствующего европейским стандартам;
  • высокий кластерный потенциал;
  • высокая доля субъектов малого и среднего предпринимательства.

В течение последних лет в развитии мебельного производства отмечалась положительная динамика. Валовой выпуск продукции увеличился в сопоставимых ценах в 2013 г. по сравнению с 2009 г. в 2,2 раза, добавленная стоимость — в 2,3 раза; доля мебельного сектора в ВРП возросла с 0,26 до 0,50 %, в обрабатывающих производствах — с 1,57 до 2,18 % (Рисунок 1).

Рисунок 1 — Динамика добавленной стоимости мебельного производства в сопоставимых ценах 2013 г. и ее доля в ВРП и обрабатывающих производствах, тыс. рублей

Источник: [32].

Одновременно доля мебельного сектора Калининградской области по величине добавленной стоимости в составе раздела «Прочие производства» сократилась в 2013 г. с 79,5 до 69,1 % в 2009 г. При этом норма добавленной стоимости в валовом выпуске сектора за исследуемый период не превысила 30 % и по состоянию на 2013 г. составила 26,3 %. Это свидетельствует о недостаточной интенсивности локализации мебельного производства в регионе.

Так, в 2013 г. производительность труда в мебельном секторе составила около 130 тыс. рублей на одного занятого, в то время как данный показатель по разделу «Прочие производства» был равен 146,7 тыс. рублей, по обрабатывающим производствам — 752,6 тыс. рублей, а по экономике региона в целом — 582,1 тыс. рублей. По сравнению с 2009 г. производительность труда в 2013-м увеличилась в 2,5 раза. Однако разрыв по сравнению с обрабатывающими производствами увеличился в 1,4 раза, со средним показателем по области — в 2,2 раза.

Следует отметить, что приведенные данные не вполне объективно отражает ситуацию. Это связано с тем, что территориальными органами статистики показатели развития мебельного производства учитываются не полностью. Во-первых, в мебельном производстве доля крупных и средних предприятий, по которым преимущественно ведется статистический учет, невелика. Во-вторых, статистический учет не детализирован по ассортименту [10]. В-третьих, практически отсутствует выделенный статистический учет по полному кругу организаций.

[1] Об Особой экономической зоне в Калининградской области: федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ. URL: http://base. garant. ru (дата обращения: 15.09.2015).
[2] Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://base. garant.ru (дата обращения: 15.09.2015).
[3] О стратегии социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года : постановление администрации Калининградской области от 15 июля 2003 г. № 392. URL: http://www. garant. ru/hotlaw/kaliningrad/90873/ (дата обращения: 03.10.2015).
[4] О Концепции промышленной политики Калининградской области: постановление правительства Калининградской области от 27.08.2014 № 567. URL: http://www. garant. ru/hotlaw/kaliningrad/90873/ (дата обращения: 03.10.2015).
[5] Авдашева С.Б., Буданов И.А., Голикова В.В., Яковлев А.А. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленности России) Экономический журнал ВШЭ. — 2005. — № 9 (3). — С. 361—377.
[6] Большой энциклопедический словарь Калининградской области. — Калининград: Аксиос», 2011. — 456 с. URL: http://www. gako2006.narod. ru/bolshoy_slovar (дата обращения: 01.11.2015).
[7] Будоян Н. Мебельный бизнес — на грани краха? // СтройИнтерьер. URL: https://www. newkaliningrad. ru/articles/our/realty/1160494.html (дата обращения: 03.11.2015).
[8] Бунаков П.Ю. и др. Новая парадигма проектирования САПР сложной корпусной мебели для позаказного промышленного производства. — М.: Изд-во Московского государственного университета леса, 2007. — 320 с.
[9] Винокуров Е. Ю. Экономическая специализация Калининградской области: монография / науч. ред. А.П. Клемешев. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. — 329 с.
[10] Гареев Т.Р., Жданов В.П., Зверев Ю.М. и др. Становление новой экономики Калининградской области / под ред. Г.М. Федорова, В.П. Жданова. — Калининград: Изд-во КГУ, 2005. — 153 с.
[11] Долгопятова Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления: есть ли движение снизу? — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010.
[12] Дрок Т. Е. Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (1). — С. 22—28.
[13] Дрок Т.Е. О проблемах, тенденциях и перспективах мебельной отрасли региона в условиях кризиса // Труды международной научной конференции «Инновации в науке, образовании и бизнесе — 2012: в 2 ч. — Калининград: Изд-во КГТУ, 2012. — Ч. 2. — С. 184—186.
[14] Калининградская область в цифрах: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2009. — 319 с.
[15] Калининградская область в цифрах: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2014. — Т. 2. 243 с.
[16] Калининградская область: паспорт / Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. — М., 2015. — 8 с.
[17] Кондратьев В. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы «Перспективы». URL: http://www. perspektivy. info/rus/ekob/globalnyje_cepochki_dobavlennoj_stoimosti_v_sovremennoj_ekonomike_2014-03-17.htm (дата обращения: 04.11.2015).
[18] Курс MBA по стратегическому менеджменту / ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделл; пер. с англ. В. Егорова. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 597 с.
[19] Методы стратегического анализа: конспект видеолекций программы MBA Start / Moscow Business School. М., 2009.
[20] Олейник А.Н. Доминирование как результат сочетания интересов: бизнес-стратегии в ритейле и цепях поставок // Российский журнал менеджмента. — 2009. — № 7 (3). — С. 21—44.
[21] Основные направления вектора развития промышленного производства Калининградской области: аналитическая записка / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2007—2014.
[22] Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Калининградской области за 2008—2014 г.г.: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2010—2014 годы.
[23] Отраслевой обзор по мебельной отрасли по состоянию на 16.06.2015 г. // Национальное рейтинговое агентство. URL: http://www. ra-national. ru/sites/default/files/other/mebel_otrasl_16_06_15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
[24] Официальный сайт Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. URL: http://www. minprom. gov39.ru (дата обращения: 14.09.2015).
[25] Официальный сайт Минпромторга России. URL: http://minpromtorg. gov. ru (дата обращения: 13.09.2015).
[26] Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 175 с. URL: http://www.e-reading. club/bookreader. php/133034/Porter_-_Konkurentnoe_preimushchestvo._Kak_dostich'_vysokogo_rezul'tata_i_obespechit'_ego_ustoiichivost'.pdf (дата обращения: 14.09.2015).
[27] Промышленность Калининградской области: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2011—2014.
[28] Сайт Ассоциации калининградских мебельщиков. URL: http://www. akm39.ru (дата обращения: 10.10.2015).
[29] Сайт Калининградской торгово-промышленной палаты. URL: // http:// www. kaliningrad-cci. ru (дата обращения: 13.09.2015).
[30] Сухоруков А.В. Стратегия развития предприятий мебельной промышленности России: автореф. дис. … канд. экон. наук. Саратов. 2007. URL: // http://economy-lib. com/strategiya-razvitiya-predpriyatiy-mebelnoy-promyshlennosti-rossii#ixzz3tH7zn0g0 (дата обращения: 14.10.2015).
[31] Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Социально-экономическая география Калининградской области: учебное пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997. — 107 с.
[32] Фондовые материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2010—2014.
[33] Основные экономические показатели деятельности предприятий и организаций по добыче полезных искомаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2014. — 68 с.