Заключение

Несмотря на свою географическую «продвинутость» в Европу и внешние признаки более динамичного реформирования, Калининградская область значительнее зависит от бюджетного финансирования по сравнению с большинством регионов страны. Через консолидированный бюджет региона распределяется около пятой части его валового продукта, в то время как по России в целом речь идет о примерно одной восьмой части ВВП. Важная причина сложившегося положения — эксклавный характер географического положения региона, требующий от материнской территории относительно бо́льших усилий по поддержанию его жизнедеятельности. Тем не менее нельзя не констатировать малую активность бизнеса в инвестировании в экономику региона. Внешний российский и, особенно, зарубежный капитал опасается возможных рисков, а местный капитал имеет небольшие размеры.

Главной проблемой недостаточной финансово-экономической и бюджетной устойчивости, «хрупкости» экономики Калининградской области является ее зависимость от эксклавного положения региона и от институциональных факторов, созданных федеральным центром для смягчения недостатков эксклавности. Речь идет о Законе «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и федеральных целевых программах социально-экономического развития Калининградской области (а с 2014 г. — еще и государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года»).

За период с 1990 г. экономика региона значительно трансформировалась. Прежняя, существовавшая до начала 1990-х гг., структура производства стала не соответствовать изменившимся условиям регионального развития, и в основном прекратила существование. Так, почти все предприятия старых отраслей специализации промышленности области (рыбной, машиностроительной, целлюлозно-бумажной) уже не работают. Им на смену пришли предприятия импортозамещающих производств, воспользовавшиеся льготами Закона об ОЭЗ.

Прекращение действия в 2016 г. важнейшей для импортозамещения части таможенных льгот Закона об ОЭЗ 1996 г., по оценкам экспертов, ставит под угрозу существование значительной части вновь созданной в 2000-е гг. экономики региона. Между тем некоторые предприятия, особенно входящие в формирующиеся индустриальные кластеры, а также использующие налоговые льготы резиденты ОЭЗ, создали довольно значимые производственные фонды, внедрили передовые технологии и выпускают на общероссийский (а иногда и на зарубежный) рынок пользующуюся спросом продукцию. Если оказать им необходимую финансовую поддержку, они могут существенно повысить норму добавленной стоимости. Так, вряд ли поменяет дислокацию «Содружество СОЯ» с достаточно высокими финансово-экономическими показателями в расчете на одного занятого: значительной стоимостью основных фондов, большим объемом выпускаемой продукции и высокой прибылью. А телевизионные и аналогичные им сборочные предприятия со значительно более низкой фондовооруженностью без мер дополнительной поддержки могут поменять место размещения. Но в условиях таможенных льгот этот бизнес чрезвычайно выгоден: в расчете на одного работника здесь производится существенно больше продукции по сравнению со средними показателями по промышленности области, более чем вдвое выше объем получаемой прибыли. При этом на каждого занятого в среднем имеется меньше основных средств, чем в среднем по обрабатывающим производствам региона.

Государственной (федеральной и/или региональной) поддержки в условиях резкого изменения условий ведения хозяйственной деятельности, по нашему мнению, заслуживают не все предприятия и производства, а лишь те, которые способны и планируют резко увеличить фондовооруженность, норму добавленной стоимости, производительность труда и рентабельность производства. Тогда, помимо прочего, они станут значительными и устойчивыми плательщиками налогов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о нецелесообразности продления действия Закона об ОЭЗ 1996 г., поскольку многие «импортозамещающие» предприятия не обеспечивают ни производства значительных объемов выпуска продукции собственного производства, ни надлежащих денежных поступлений в областной бюджет. Но следует рассмотреть вопрос о создании локальных экономических зон, сохраняющих таможенные льготы. Другой возможный вариант решения проблемы — дотирование предприятий, которые в настоящее время работают в условиях льгот, отменяемых в 2016 г., о чем говорилось на рабочем совещании, проведенном в Калининграде под председательством Д. А. Медведева 13 мая 2014 г. По итогам совещания Правительство РФ приняло ряд поручений министерствам РФ. Полагаем, что уместно дотирование не всех таких предприятий, а лишь тех, которые будут отвечать определенным требованиям и, прежде всего, разработавшим бизнес-планы по модернизации производства, повышению вооруженности и производительности труда и росту производимой добавленной стоимости.

Принятие государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», а также региональных государственных программ создает основу для необходимой корректировки и успешной реализации действующей Стратегии социально-экономического развития Калининградской области. Должны усилиться инновационность экономики, ее экспортная направленность, развитие за счет роста производительности труда, кооперирование с российскими и зарубежными партнерами. Потребуется уменьшить ее зависимость от импорта из-за рубежа сырья и полуфабрикатов, снизить материало- и энергоемкость производства.