Душевые размеры и структура расходов муниципальных бюджетов РФ, СЗФО и Калининградской области сильно различаются (таблица 1). Бюджетная обеспеченность в Калининградской области в полтора раза выше средней по РФ. Выше и душевые размеры большинства статей расходов, особенно расходов на национальную экономику и ЖКХ (последнее связано со спецификой системы расселения и особенностями жилого фонда области в сравнении с большинством других российских регионов).
Таблица 1
Душевые размеры и структура расходов муниципальных бюджетов
Показатель |
РФ |
СЗФО |
Калининградская Область |
Бюджетная обеспеченность, руб. на 1 человека |
24290 |
21311 |
36141 |
Общегосударственные расходы,% |
8,9 |
8,7 |
6,8 |
то же, руб. |
2160 |
1861 |
2461 |
Национальная экономика,% |
9,8 |
9,5 |
22,0 |
то же, руб. |
2367 |
2030 |
7933 |
ЖКХ,% |
14,0 |
16,2 |
25,1 |
то же, руб. |
3411 |
3443 |
9066 |
Образование,% |
47,3 |
46,2 |
36,4 |
то же, руб. |
11487 |
9850 |
13149 |
Другие,% |
20 |
19,4 |
9,7 |
то же, руб. |
4865 |
4127 |
3532 |
Бюджетная обеспеченность и структура расходных частей муниципальных бюджетов, как и доходных, в разрезе муниципальных образований также имеют большие различия (таблица 2).
Таблица 2
Бюджетная обеспеченность и структура расходов бюджетов
Муниципальные образования |
Бюджетная обеспеченность жителя, руб. |
В процентах к бюджетной обеспеченности |
||||
Общегосударственные вопросы |
Национальная экономика |
ЖКХ |
Образование |
Прочие |
||
Багратионовский МР |
33684 |
6 |
37 |
21 |
26 |
10 |
Балтийский МР |
36 857 |
7 |
9 |
40 |
34 |
9 |
Гвардейский ГО |
33 043 |
12 |
12 |
36 |
26 |
14 |
Гурьевский ГО |
30 913 |
9 |
11 |
13 |
59 |
8 |
Гусевский ГО |
44 583 |
7 |
6 |
44 |
34 |
8 |
Зеленоградский МР |
30 481 |
12 |
8 |
22 |
36 |
23 |
ГО «Город Калининград» |
31 493 |
6 |
21 |
21 |
42 |
10 |
Краснознаменский МР |
63 651 |
5 |
10 |
15 |
63 |
8 |
Ладушкинский ГО |
20 306 |
17 |
1 |
14 |
56 |
13 |
Мамоновский ГО |
46 253 |
5 |
1 |
59 |
30 |
4 |
Неманский МР |
32 063 |
7 |
7 |
28 |
34 |
24 |
Нестеровский МР |
58 953 |
5 |
52 |
15 |
18 |
11 |
Озёрский ГО |
77 064 |
5 |
58 |
12 |
18 |
7 |
Пионерский ГО |
34 738 |
9 |
7 |
39 |
39 |
7 |
Полесский МР |
68 005 |
5 |
41 |
11 |
40 |
4 |
Правдинский МР |
41 139 |
7 |
33 |
19 |
29 |
12 |
Светлогорский МР |
32 297 |
14 |
7 |
22 |
36 |
21 |
Светловский ГО |
66 685 |
4 |
57 |
23 |
13 |
3 |
Славский МР |
46 903 |
5 |
21 |
44 |
20 |
10 |
Советский ГО |
21 384 |
10 |
2 |
25 |
52 |
11 |
Черняховский МР |
39 325 |
6 |
9 |
52 |
25 |
8 |
Янтарный ГО |
30 027 |
19 |
22 |
12 |
33 |
14 |
Всего |
36 216 |
7 |
22 |
25 |
36 |
10 |
МР — муниципальный район, ГО — городской округ.
Бюджетная обеспеченность (расходы на 1 жителя), как и душевые доходы, выше в периферийных муниципальных образованиях. В городских округах он обычно ниже, чем в муниципальных районах. Только в нескольких муниципальных образованиях наибольшую долю имеют расходы на национальную экономику (Багратионовский, Нестеровский, Полесский, Правдинский муниципальные районы с высокой ролью в экономике сельского хозяйства, которому оказывается более высокая поддержка), а также в Светловском и Озёрском городских округах. В Балтийском, Славском, Черняховском муниципальных районах, Мамоновском, Гвардейском, Гусевском городских округах на первом месте — расходы на ЖКХ. В остальных 10 МО первое место занимают расходы на образование.