Эволюция экономического зонирования в Калининградской области

Этап 1. Поздний советский период

Краткая характеристика развития области в конце 1980-х годов[1]

Анализ специфики хозяйственного комплекса и особенностей развития Калининградской области в 1945—1990 гг. позволяет выявить условия и факторы, которые стали основными причинами приобретения регионом в 1991 г. статуса свободной, а позднее Особой экономической зоны. К этим условиям и факторам можно отнести следующие.

Во-первых, активное освоение территории и рост производства после 1945 г., в результате которых сформировалась экономика области и основные направления специализации регионального хозяйственного комплекса, происходили в условиях образования структурных диспропорций, сохранившихся вплоть до начала 1990-х гг. Темпы экономического роста с середины 1970-х гг. можно охарактеризовать как экстенсивные. В структуре экономики высокий удельный вес занимали рыбопромышленный и лесопромышленный комплексы (45 % объемов промышленного производства), которые испытывали серьезную зависимость от внешних поставок при отсутствии собственной сырьевой базы. Сельское хозяйство требовало значительных капиталовложений в проведение мелиоративных и культурно-технических работ. Эти негативные экономические тенденции усугублялись директивными способами управления производством при определении номенклатуры и объемов выпускаемой продукции [27].

Тем не менее регион характеризовался достаточно развитым индустриально-аграрным сектором (область производила 0,65 % сельскохозяйственной продукции страны, 10 % пищевой рыбопродукции, 11 % целлюлозы, 3 % бумаги, 5 % пушнины). По некоторым показателям социально-экономического развития Калининградская область не уступала другим областям РСФСР и СССР (прил. 1). Регион обладал тесными хозяйственными связями со многими республиками и областями Советского Союза, куда вывозилось более 70 % производимой продукции, но, в свою очередь, оттуда поступало сырье, материалы и топливо, полуфабрикаты, машины и оборудование, товары народного потребления и продукты питания.

Во-вторых, при определении основных направлений развития региона учитывалась отраслевая специализация территориально близких прибалтийских республик и областей бывшего СССР (Литва, Латвия, Белоруссия и др.), что существенно усиливало зависимость экономики региона. Впоследствии именно разрыв хозяйственных связей после 1990 г. с соседним государствами и регионами СССР существенно отразится на развитии Калининградской области. Кроме того, значительная часть местных предприятий работала на вывоз (рыбопродукция, целлюлоза, оборудование и др.) [24]. В то же время политический режим Советского Союза и размещение на территории региона военно-стратегических объектов страны практически полностью ограничивали здесь иностранное присутствие и внешнеэкономическую деятельность [37].

Уже к середине 1980-х гг. стала ощущаться необходимость изменения хозяйственной модели области. Основным ориентиром должно было стать развитие производств с большей производительностью труда при сокращении внешних поставок и интенсивном использовании собственного природно-ресурсного потенциала [28].

Указанные особенности неоднозначно отразились на развитии региона. С одной стороны, они способствовали формированию основных отраслей его народного хозяйства, а с другой — обусловили уязвимость и зависимость экономики области от внешних факторов и условий, изменение которых после 1990 г. привело к серьезным кризисным явлениям и последствиям.

Период развития области во время распада СССР

Следующий важный период в истории развития региона, который определил необходимость формирования особого режима хозяйствования в Калининградской области, — время распада СССР, так называемый поздний советский период.

Первые упоминания о возможности зонального устройства региона датируются 1988 г.; они были представлены в статье члена наблюдательного совета «Дойче банка» В. Кристианса и в публикации сотрудника Санкт-Петербургского института при Госплане РСФСР В. М. Ходачка. Во время проведения экспертизы стратегии развития Калининградской области Ходачек высказал идею об образовании нескольких региональных зон, а Кристианс в своей статье предложил создать на территории региона зону «К» с целью привлечения немецких инвестиций и организации советско-германских предприятий [28]. Спустя год губернатор области Ю. С. Маточкин опубликовал статью «От регионального хозрасчета к свободной экономической зоне», где обосновал преимущества распространения режима свободной зоны на всю территорию региона [42].

Эти публикации обусловливались необходимостью решения существующих в регионе проблем, связанных с его экономическим развитием. Основными проблемами были следующие.

1.     Нерациональная структура народного хозяйства области. Производство здесь сосредотачивалось в основном в машиностроительной, целлюлозно-бумажной и рыбной отраслях.

2.     Общая их доля составляла 70 % от всей промышленности региона, что представляло собой угрозу дальнейшему развитию экономики, так как для эффективного обеспечения производства этих отраслей требовалось привозное сырье, поставлявшееся из дальних регионов страны. Агропромышленный комплекс в большей степени ориентировался на молочно-мясное производство, но специализированная и технологическая инфраструктура АПК была недостаточно развита.

3.     Отсутствие собственных генерирующих мощностей, достаточных для обеспечения энергетической безопасности региона.
Недостаточный уровень развития производственной и инженерной инфраструктуры. Основные производственные фонды использовались не на полную мощность и крайне медленно обновлялись, вследствие этого снизились показатели темпов роста производства.

4.     Недостаток инвестиций в основной капитал. На техническое перевооружение и реконструкцию предприятий направлялось менее 30 % требуемого финансирования.

5.     Наличие диспропорций в развитии производственной и непроизводственной сфер. Социальная инфраструктура требовала дополнительного финансирования и территориального перераспределения [16] [37] [39].

Все это свидетельствовало о необходимости структурных изменений в экономике и возможных негативных последствиях для социально-экономического положения региона, однако самым главным условием, повлиявшим на дальнейшее развитие области, стало ее эксклавное положение после 1990 г. До этого времени специфическое геополитическое положение региона — удаленность от основной территории России — не оказывало существенного влияния на развитие области, так как она находилась в границах СССР, в состав которого входили и соседние Латвия, Литва и Эстония. Из калининградской целлюлозы на предприятиях Литвы и Латвии производилась бумага, из янтаря — ювелирные изделия; в Калининград из Литвы поступали электроэнергия, стройматериалы, товары народного потребления. В Калининградской области были размещены филиалы литовских приборостроительных предприятий [24]. Но после того как в марте 1990 г. Верховный совет Литвы провозгласил независимость республики, стало понятно, что необходимо кардинальное изменение направлений развития экономики Калининградской области. Новое геополитическое положение региона не только приобрело определяющее значение для его развития, но и стало играть важную роль во внешних связях России со странами ЕС и НАТО, по отношению к которым область приобретала статус анклава.

Окончательно обособление региона завершилось 8 декабря 1991 г., когда СССР полностью прекратил свое существование. Данная ситуация спровоцировала экономический кризис по всей России, но особенно сильно он отразился на развитии Калининградской области. Возник ряд новых проблем, связанных с растущей изолированностью ее как от основной территории страны, так и от соседних государств. Это было обусловлено следующими причинами:

— нарушение хозяйственных связей, вызванное изменением политической ситуацией;

— потеря основных рынков сбыта;

— сокращение грузооборота портового комплекса;

— обострение социальных отношений в регионе;

— разрушение прежних торговых связей с основной территорией страны;

— отсутствие федеральной финансовой поддержки;

— необходимость формирования новых трудовых ресурсов для перехода к рыночным отношениям.

Сложившаяся негативная ситуация только усугублялась отсутствием у региональной власти возможности управлять развитием области как ОЭЗ и регулировать отношения с зарубежными странами [23].

Несмотря на возникшие проблемы, область обладала потенциалом, способным обеспечить высокие темпы социально-экономического развития и изменить сложившуюся экономико-политическую ситуацию посредством расширения различных форм сотрудничества, прежде всего международного. Позитивные предпосылки для развития региона были связаны и с ее особым геополитическим положением (близость к развитым европейским государствам, прежде всего Северной и Центральной Европы), достаточно высокой хозяйственной освоенностью территории. Кроме этого, в регионе был развит рыбопромышленный комплекс, существовал незамерзающий порт и мощная транспортная сеть; природные условия позволяли развивать сельское хозяйство; наличие трудовых ресурсов достаточного количества и квалификации давало возможность поддерживать индустриальное развитие в приоритетных отраслях; к области проявлялся интерес со стороны зарубежных инвесторов.

Для решения существующих проблем и реализации потенциала развития Калининградской области на всей ее территории в июле 1990 г. была создана зона свободного предпринимательства (ЗСП). Это предполагало решение нескольких задач. Во-первых, усилить регулятивную свободу региональных органов власти. Во-вторых, обеспечить поступательное социально-экономическое развитие региона за счет привлечения внешних инвестиций и обеспечения льготных условий для внешнеэкономической деятельности [2] [28]. В-третьих, существовала необходимость снизить негативное влияние кризисных явлений в стране и их последствий на экономику региона за счет компенсационного механизма. Существовавшее Положение о ЗСП имело достаточно общий характер, в нем отсутствовали какие-либо технико-экономические расчеты, не проводился тщательный анализ состояния и перспектив развития региона. Поэтому немного позднее концепция ЗСП была пересмотрена, и в сентябре 1991 г. утверждено Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»).

Этап 2. Режим функционирования СЭЗ «Янтарь» в 1991—1996 годах

Функционирование СЭЗ «Янтарь» обеспечивалось посредством создания свободной таможенной зоны для стимулирования экспортного и импортозамещающего производств. Для достижения поставленной цели механизм СЭЗ закреплял за регионом существенные преференции: освобождение региональных предприятий, осуществляющих экспорт или импорт для внутреннего потребления, от импортных пошлин и налога на добавленную стоимость; обеспечение права экспортирующим предприятиям вывозить произведенную в регионе продукцию без регистрации и получения лицензии на экспортную торговлю; предоставление права предприятиям-импортерам неограниченно ввозить на территорию области товары иностранного производства без лицензий и разрешения на торговлю; предоставление льгот предприятиям с иностранным капиталом по налогу на прибыль [24].

Кроме того, создание СЭЗ предполагало решение следующих задач:

— ускорение социально-экономического развития региона;

— повышение уровня жизни населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

— обеспечение благоприятного инвестиционного климата;

— развитие технологий и управленческого опыта;

— стимулирование развития новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике [38].

Право на управление механизмом СЭЗ было полностью предоставлено региональной власти. Областные органы управления получили возможность распоряжаться дополнительными финансовыми ресурсами: налоговым кредитом от Министерства финансов РФ; удержанной в бюджете региона достаточно высокой долей налоговых сборов (3—7 %); поступлениями из федерального бюджета [37]. Однако одновременно с утверждением СЭЗ «Янтарь» в Российской Федерации начались рыночные экономические реформы, которые практически аннулировали действие утвержденных льгот. Для решения этой проблемы региональным властям пришлось осуществлять усиленное лоббирование законов, подтверждающих действие преференций на территории Калининградской области. Это привело к принятию пяти нормативных правовых актов (три указа Президента и два постановления Правительства РФ), обеспечивающих возможность использования льгот свободной экономической деятельности [1]. Отсутствие стабильной правовой базы, регламентирующей функционирование СЭЗ в Калининградской области, повлекло за собой кризис регионального экономического регулирования, усугубленный трудностями перехода от административно-командных к рыночным инструментам управления. Это привело к потере деловой репутации региона и ухудшению инвестиционного климата.

Одним из положительных последствий создания свободной экономической зоны было насыщение рынка потребительскими товарами, в результате чего началось быстрое развитие сферы торговли и финансовых услуг. Это, в свою очередь, способствовало поддержанию занятости в условиях структурной безработицы.

Главным доводом, приводившимся разработчиками в обосновании концепции СЭЗ «Янтарь», был следующий: необходимость привлечения иностранных инвестиций и технологий для модернизации и реструктуризации экономики, а также развития внешнеэкономической деятельности. Для достижения этих целей в области поддерживалось создание совместных иностранных и региональных предприятий, которые обеспечивали формирование рыночной инфраструктуры и способствовали росту связей хозяйствующих субъектов внутри региона, а также с российскими и зарубежными партнерами. К началу 1996 г. было зарегистрировано более 900 совместных предприятий, большинство из которых относилось к сфере услуг [16] [29].

Однако увеличение количества предприятий не привело к реальному притоку иностранных и отечественных инвестиций. Вместо этого произошло структурное разделение предприятий на зональные и незональные. Это вызвало сокращение производственного потенциала региона в целом, так как незональные предприятия, ориентированные на областной рынок, требовали технического и технологического перевооружения и не смогли конкурировать с беспошлинным импортным товаром зональных предприятий [23]. Вследствие этого регион оказался наполнен иностранными потребительскими товарами, а не новыми технологиями и оборудованием для осуществления производства, как это предполагалось при создании СЭЗ. К концу 1996 г. около 80 % всего товарного запаса розницы было зарубежного производства. Это привело к очень тяжелому экономическому положению местных производителей. В целом импорт за период функционирования СЭЗ вырос почти в 24 раза, внешнеторговый оборот — в 11 раз [14]. В 1996 г. объем импорта составлял 987,9 млн дол. США и превышал экспорт на 34 % [16].

Вытеснение импортом продукции местных производителей стало одной из главных причин неспособности промышленных и сельскохозяйственных предприятий преодолеть кризисные тенденции в экономике региона.

Прежняя отраслевая структура экономики в еще большей мере перестала соответствовать изменившимся условиям, поэтому максимальное сокращение производства приходилось именно на промышленность, сельское хозяйство и сферу строительно-монтажных работ. В целом промышленное производство по отношению к 1990 г. на конец периода существования СЭЗ «Янтарь» снизилось на 80 %, сельскохозяйственное — на 50 % (прил. 3).

Особое внимание стоит обратить на то, что создание зоны свободного предпринимательства и СЭЗ «Янтарь» совпало с началом кризиса в экономике Российской Федерации, который достиг своего пика в 1998 г. За это время ВРП региона (по отношению к 1989 г.) уменьшился в 2,5 раза, промышленное производство — в 3,4 раза, сельскохозяйственное — в 2,6 раза, строительство — в 11,5 раз. Общее снижение объемов производства в данный период составило: в промышленности — 29,4 %, сельском хозяйстве — 25,0 %, строительстве — 61,5 %, торговле — 17,6 %, секторе транспорта и связи — 23,1 %, сфере услуг — 13,6 %. Это привело к реструктуризации экономики области, формированию ее нового хозяйственного облика и специализации, что подтверждалось смещением трудовых ресурсов региона из традиционных отраслей. Наибольшее сосредоточение трудовых ресурсов наблюдалось в сфере торговли и услуг, в то время как в промышленности занятость сократилась на 44 %. Соответственно изменилась и структура ВРП: в 1997 г. доля производства товаров составляла 36 %, а услуг — 59 % (прил. 4).

Отраслевое смещение трудовых ресурсов сопровождалось ростом общей безработицы. В 1996 г. количество безработных достигло своего максимума — 29 тыс. человек, или 6,8 % экономически активного населения [16] [17].

Во всех субъектах России в этот период также наблюдалось сокращение основных социально-экономических показателей, но в Калининградской области оно было сильнее, а сам кризис более глубоким. Например, среднедушевой размер ВРП в регионе в 1996 г. составил 4,26 тыс. дол. США и снизился по сравнению с 1990 г. на 41 %, когда в среднем по РФ он упал на 36 %. Соответствующее сравнение показателей динамики ВРП с соседними странами свидетельствовали о худшем состоянии экономики Калининградской области в этот период. Так, объем валового продукта региона составлял лишь 36 % от аналогичного показателя Польши и 66 % от значения ВРП Литвы (прил. 2).

Сокращение объемов производства, реструктуризация отраслей экономики негативно отразились на притоке инвестиций в регион. В итоге объем иностранных инвестиций оказался слишком незначительным для наращивания экспорта, а большая часть созданных совместных предприятий относилась к сфере торговли и услуг, что препятствовало развитию в области промышленного производства. В результате экономическая деятельность региона в режиме СЭЗ «Янтарь» была ориентирована на рост дешевого беспошлинного импорта, который усугубил нарастающий структурный и регулятивный кризис.

Существующая экономическая ситуация осложнялась отменой Президентом РФ в 1995 г. таможенных льгот для Калининградской области. Это спровоцировало критическое положение, так как из-за отмены преференций существование свободной экономической зоны теряло экономический смысл и СЭЗ была обречена.

Промежуточный этап: кризис 1998 года

Отдельно следует рассмотреть этап развития области в период завершения функционирования СЭЗ и создания Особой экономической зоны. Анализируя этот период (1994—1998 гг.), можно выделить как позитивные, так и резко отрицательные моменты (табл.).

Сравнительный анализ экономических последствий в развитии региона за период 1994—1998 гг.

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Рост инвестиционной активности (объем инвестиций увеличился в 6 раз)

Дефицит прямых иностранных инвестиций. Фактическое привлечение инвестиций составило 66 млн дол. США; с 1997 г. приток инвестиций сократился в 2 раза

Увеличение количества предприятий с иностранным капиталом, которые обеспечивали около 12 % экспорта, 15 % товарооборота и 10 % общих инвестиций в основной капитал региона

Из всех совместных предприятий только 23 % реально функционировали. При этом их концентрация наблюдалась в сфере с быстрой окупаемостью: посреднические и консультационные услуги, торговля, строительство, транспортные и туристические услуги. Отрицательная динамика инвестиций в основной капитал

Превышение среднероссийских показателей по внешнеторговому обороту, рост внешнеэкономической деятельности

Недостаточное количество финансовых ресурсов для развития внешней торговли, рост внешнеторгового дефицита. Превышение роста импорта над экспортом более чем в 4 раза

Удовлетворение рыночного спроса на потребительские товары

Отрицательная динамика сокращения производства во всех секторах экономики. Изменение структуры экономики (в 1998 г. отраслями специализации стали торговля и транспорт). Рост зависимости от импортных продовольственных товаров. В 1998 г. промышленное производство в области составило только 29 % от уровня 1990 г. (в РФ — 46 %), сельскохозяйственное — 48 % (в РФ — 56 %), розничный товарооборот — 42 % (в РФ — 86 %). В структуре импорта стала превалировать табачная и алкогольная продукция. ВРП сократился на 23,3 %, на душу населения — на 26,1 % (в 1998 г. он составлял 67 % от среднедушевого показателя по РФ). Вклад региона в ВВП страны сократился с 0,55 до 0,43 %. Рост числа безработных: по отношению к 1990 г. в промышленности количество занятых сократилось на 44 %, в сельском хозяйстве — на 21 %, в строительстве — на 34 %

Сокращение затрат региональных предприятий на осуществление деятельности, связанной с импортом товаров производственного значения. Рост объемов грузооборота и перевозок железнодорожным транспортом

Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры для поддержки и расширения внешнеторговых операций. Увеличение роста транспортных издержек, связанных с транзитными перевозками

Более высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства в сравнении со среднероссийскими показателями

Рост теневого сектора экономики, ориентированного на использование возможностей беспошлинного ввоза в область товаров для последующей их транспортировки на основную территорию страны. Монополизация некоторых видов деятельности (в основном связанных с посредническими структурами, обслуживающими импортные операции)

Составлено: приложение 3, 4 [16] [17] [18] [19] [27] [34].

Негативные тенденции в развитии экономики региона свидетельствовали о нарастании кризиса. В 1998 г. в условиях падения курса рубля по отношению к доллару США и другим ведущим мировым валютам, а также из-за высокой зависимости региона от внешнеэкономических операций кризис и его последствия здесь оказались более значительными:

— рост цен выше в сравнении со среднероссийскими показателями более чем в 2 раза;

— рост издержек по импортным операциям и снижение объема импорта;

— снижение спроса на импортную продукцию в связи с ее удорожанием при изменении обменного курса валют;

— увеличение численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня, на 32 % (уровень располагаемых доходов населения сократился на 21 %) [14].

Несмотря на масштабы кризиса и отрицательные последствия, начиная с 1999 г., экономика Калининградской области вступила в фазу ускоренного подъема. Этому способствовало сохранение здесь режима ОЭЗ, реализация на федеральном уровне специальных мер поддержки, а также общая стабилизация социально-экономической ситуации в стране.

В целом период функционирования СЭЗ «Янтарь» позволил существенно поддержать уровень жизни населения области, а также создал условия для последующего развития импортозамещающих производств. Свободная экономическая зона должна была стимулировать развитие экспортного и импортозамещающего производств. Однако введенный в переходном постсоветском эксклавном положении области режим свободной таможенной зоны оказался нестабилен и стал своеобразным инструментом поддержки экономики только региона, но не отвечающим целям, направленным на получение преимуществ геополитического положения области для всей России. Промышленное производство в регионе вследствие отсутствия таможенных барьеров и конкуренции импорта сократилось в больших размерах, чем в других субъектах страны. И в других отраслях — сельском хозяйстве, транспорте и строительстве — спад также оказался более глубоким. Кроме того, государственные меры по управлению механизмом СЭЗ не имели системного характера, анализ возможных последствий от внедрения зональных преференций не проводился. Наличие противоречий в целях создания и результатах функционирования свободной экономической зоны «Янтарь» привело к принятию на федеральном уровне решения о ее упразднении и необходимости создания нового хозяйственного механизма.

Этап 3. Режим особой экономической зоны в 1996—2006 годах

Начало функционирования Особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории Калининградской области связано с периодом в развитии экономики региона, характеризующимся резким спадом производства, который сопровождал экономический кризис в стране.

В январе 1996 г. Советом Федерации был одобрен принятый Государственной думой закон «Об Особой экономической зоне» (федеральный закон от 22.01.1996 г. № 13-ФЗ) в Калининградской области, который определил действие на территории региона свободной таможенной зоны. Преференции, вводимые Законом об ОЭЗ, заключались в отмене таможенных пошлин для товаров, произведенных в Особой экономической зоне и экспортируемых из региона, а также для товаров, импортируемых на территорию области [25].

Для защиты внутреннего рынка с 1998 г. использовался механизм квотирования ряда импортируемых товаров, подпадающих под льготы ОЭЗ. Квоты на беспошлинный импорт продавались на аукционах, а полученные средства должны были поступать в областной бюджет [41].

Реализация Закона об ОЭЗ была поддержана посредством принятия в сентябре 1997 г. Федеральной целевой программы развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998—2005 гг., которая определила приоритетные отрасли и направления экономического роста, а также рынки ОЭЗ.

Согласно мнениям специалистов по ОЭЗ Калининградской области, основной «работающей» была ст. 7 Закона об ОЭЗ, которая создавала возможность для развития предпринимательства и заключалась в разрешении беспошлинного ввоза на территорию региона и вывоза произведенных здесь товаров [8]. Это означало, что предприниматели могут не только производить товары на территории области, но и подвергать переработке продукцию, ввозимую из-за рубежа. Чтобы товар считался произведенным на территории области, согласно ст. 7 ФЗ-13, величина добавленной стоимости его обработки должна была составлять не менее 30 %, а для сложной бытовой техники — не менее 15 %.

Существовавшие критерии достаточной обработки не были формально закреплены в Законе об Особой экономической зоне. В соответствии с этим законом расчет добавленной стоимости предполагал использование модели по наращиванию импорта за каждую единицу создаваемой в ОЭЗ добавленной стоимости. По оценкам региональных экспертов, установление норматива по добавленной стоимости на практике привело к поиску предприятиями высокой ренты и закреплению импортозамещающих моделей, которые хотя и не противоречили требованиям развития экспорта, но фактически не использовали возможности регулирования в этом направлении [5] [6] [7] [8].

Применение моделей, работающих на принципах частичного импортозамещения, привело к тому, что предприятия, используя таможенные льготы, сократили транзитные издержки доставки продукции на общероссийский рынок через иностранные государства. Это, в свою очередь, вызвало рост отраслей промышленного производства, основывающихся только на таможенных льготах.

Темпы роста экономики за период 1999—2003 гг. опережали среднероссийские показатели: объемы промышленного производства составили 95 % (37 % — в среднем по РФ), инвестиции в промышленное производство — 195 % (137 % — в среднем по РФ), инвестиции в основной капитал — в 4,3 раза (в 1,3 раза по РФ). Показатели ВРП также демонстрировали положительную динамику. Стало усиливаться значение области в российских внешнеторговых перевозках, развивался туризм, возросли объемы продукции отраслей транспорта и связи, строительства [9] [29] [30] [31].

Однако, несмотря на позитивную тенденцию роста основных экономических показателей, уровень 1990 г. все еще не был достигнут. В 2003 г. инвестиции в основной капитал составляли лишь 59 % от аналогичного показателя 1990 г., а инвестиции в промышленное производство — 55 % [8].

Структура занятости практически не изменилась: на начало 2003 г. 62,4 % населения было занято в сфере услуг (в 1998 г. — 64,1 %), из них 17 % — в сфере торговли; в сфере производства — 37,6 % (в 1998 г. — 35,9 %), из них 18,8 % — в промышленности.

Незначительные изменения произошли и в структуре ВРП: 43 % — производство товаров (отсутствие изменений), 52 % — производство услуг [15] [21]. В отраслях машиностроения, производства стройматериалов и легкой промышленности, которые характеризовались резким спадом в 1990—1998 гг., наблюдались более высокие темпы роста. Например, рост в машиностроении в 1999—2004 гг. в среднем составил 141,3 %. Около 60 % промышленных товаров, производимых в регионе, в 2005 г. приходились на новую товарную номенклатуру. Калининградская область стала крупнейшим поставщиком телевизоров и пылесосов на российском рынке. Возросла роль региона в производстве таких продуктов питания, как рыба, мясные и рыбные консервы, алкогольные напитки. Прирост мясоперерабатывающей промышленности за 1999—2004 гг. в среднем составил 28,7 %. Увеличилось производство в мебельном секторе области — он стал занимать 7,5 % всего отечественного производства мебели [15] [33] [43].

При этом экономический рост в 1999—2005 гг. не был устойчивым. Многие отрасли находились в критическом положении (сельское хозяйство, целлюлозно-бумажная промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли социальной сферы). Показатели доходов регионального бюджета, заработной платы, среднедушевые доходы населения оказались значительно ниже среднероссийских. Одновременно потребительские цены в области и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума были выше [1].

Кроме того, росла зависимость региона от импорта. При невысоких объемах экспорта (15—20 % ВРП) импорт рос в 2 раза быстрее, чем производство, и в 2003 г. составил 2 млрд дол. США, тем самым превысив экспорт почти на 35 %. Это привело к увеличению внешнеторгового дефицита (95 % от ВРП), сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и появлению «фиктивного» экономического роста, не связанного с устойчивым ростом инвестиций [36] [38] [43]. В 2005 г. импорт уже составлял 2369,9 млн дол. США, и наибольший удельный вес в нем имели автомобили, мясные консервы, телевизоры, самоходные транспортные средства и краны, мороженая рыба, ковры и напольные покрытия.

Отдельно стоит отметить, что действие Особой экономической зоны совпало по времени с достаточно сильным изменением геополитического и геоэкономического положения Калининградской области — расширением Европейского союза в 2004 г., включением в его состав Польши и стран Прибалтики. Основными опасениями перед этим событием были: появление возможных трудностей, связанных с доступом на рынки ЕС в сфере сельского хозяйства и чувствительных к конъюнктуре производств; увеличивающийся разрыв между стандартами товаров из региона и стандартами ЕС; растущая разница в развитии Калининградской области и соседних стран, вступающие в ЕС, возникающая в результате значительных финансовых вливаний в их экономики.

Позиция Европейского союза в отношении Калининградской области начала формироваться с 2001 г. С этого времени были опубликованы доклады Комиссии Европейского союза (КЕС) по решению возможных проблем, открыт информационный центр в Калининградском государственном университете (сейчас БФУ им. И. Канта), началось сотрудничество региона с Европейским советом. Позже, в 2002 г. к дискуссии о проблемах региона подключился Европейский парламент и Комитет по международным отношениям ЕС [4] [13].

Обобщая публикации ЕС по Калининградской области, можно сделать следующие вывод. Евросоюз признавал, что его расширение имеет особые последствия для Калининградской области — главным образом с точки зрения движения товаров, людей и поставок энергии. Но тем не менее предоставление региону какого-либо особого статуса (например, зоны свободной торговли или таможенного союза) признавалось невозможным по причине возникновения ряда политических и юридических проблем.

После принятия в состав ЕС Польши и Литвы Калининградская область стала анклавом внутри расширившегося Евросоюза. Это ухудшило условия для поставок калининградской продукции в другие регионы России и тем самым осложнило функционирование импортозамещающей экономики эксклава. Например, после вступления в ЕС Литвы грузовой транзит через это государство подорожал в 1,3—1,5 раза за счет фитосанитарного и ветеринарного контроля, а также прочих платных услуг, внедряемых литовской стороной. Кроме того, с 2005 г. при транзите через Литву граждан РФ стало необходимо предъявлять заграничный паспорт, из-за чего потребовались значительные дополнительные средства и усилия от России. Договоренность РФ с Еврокомиссией и Литвой, которая гарантировала бы стабильность режима и условий транзита, а также исключала бы возможность их ухудшения в перспективе, так и не была достигнута [10] [22].

Несмотря на рост показателей развития области, их динамика была крайне неустойчивой и напрямую зависела от интенсивности импортных поставок. Экспортный потенциал не использовался в полной мере. Предприятия региона формировали модели бизнеса, основывающиеся на получение ренты с помощью таможенных преференций. На протяжении функционирования ОЭЗ неоднократно подвергались изменениям нормативные правовые акты, затрагивающие установленные льготы. Некоторые положения Закона об ОЭЗ перестали действовать с принятием Таможенного кодекса и Второй части Налогового кодекса РФ (льготы по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на импортируемые подакцизные товары, инвестиционная льгота при налогообложении прибыли). В итоге, по мнению экспертов, из всего режима ОЭЗ реально действовали лишь некоторые льготы таможенного характера, которых было явно недостаточно для привлечения в регион значительных инвестиций. Это означало, что необходимы дополнительные меры, которые не могут ограничиваться только административным регулированием и/или экономическими стимулами. В результате большинство сторонников ОЭЗ придерживались мнения о том, что в Калининградской области для привлечения инвестиций должны предоставляться дополнительные налоговые льготы, исключающие превращение региона в оффшорную зону, и это нашло отражение в Федеральном законе об ОЭЗ 2006 г.

Приложение 1

Динамика промышленного и сельскохозяйственного производства Калининградской области, РСФСР и СССР в 1965—1985 гг., %

Субъект

1965 к 1960

1970 к 1965

1975 к 1970

1980 к 1975

1985 к 1980

Промышленность

Калининградская область

160

137

136

106

120

РСФСР

147

147

142

122

118

СССР

151

150

143

124

120

Сельское хозяйство

Калининградская область

133

120

114

91

128

РСФСР

109

124

99,8

104

111

СССР

105

123

103

108

111

Источник: [32] [37].

Приложение 2

Рис. 1. Сравнение размера Калининградского ВВП на душу населения за 1991—1996 гг. с ВВП РФ и Северо-Западного федерального округа, ыс. дол. США

Рис. 2. Сравнительная динамика развития ВВП (ВРП) на душу населения со странами Литвы и Польши, тыс. дол. США

Источник: [11] [32] [37] [38].

Приложение 3

Сравнительная динамика промышленного и сельскохозяйственного производства

Года

Динамика производства, в % к 1990 г.

промышленного

сельскохозяйственного

Российская

Федерация

Калининградская

область

Российская

Федерация

Калининградская

область

1991

92

96

96

96

1992

77

76

87

75

1993

67

59

83

70

1994

52

29

73

59

1995

50

25

67

50

1996

46

20

64

47

Источник: [11] [40].

Приложение 4

Структура ВРП в 1996 г., % (в ценах 1998 г.)

Показатель

Выпуск

Валовая добавленная стоимость

Произведено товаров и услуг, всего

100

100

Товаров

47,7

59,4

Услуг, всего

49,9

59,4

В том числе:

   рыночные

34,7

37,6

   нерыночные

15,2

21,8

Источник: [37].

[1]Полный анализ развития экономики региона с 1945 по 1990 г. представлен в разделе «История региона 1945—1990 гг.»; работа выполнялась в рамках проекта Г-2014-61940 «Создание университетской информационно-аналитической системы поддержки региональных социально-экономических исследований и ее внедрение в научную, образовательную и инновационную деятельность БФУ им. И. Канта (этап 1)». Источник: Информационно-аналитический портал БФУ им. И. Канта «Региональная экономика и управление Калининградской области». URL: http://science.kantiana.ru/
[1] Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского союза. Калининград, 2006.
[2] Бильчак B. C., Самсон И., Федоров Г. М. Калининградский полюс интеграции. Стратегия развития эксклавного региона России: монография / под ред. Г. М. Федорова. Калининград, 1999.
[3] Бильчак B. C., Самсон И., Федоров Г. М. Калининградский полюс интеграции: стратегия развития эксклавного региона России. Гренобль; Калининград, 2000.
[4] Будущее Калининграда. От конфликтов к сотрудничеству: сб. статей / под общ. ред. М. Заппера, Ф. Вайкселя. М., 2003.
[5] Гареев Т. Р., Жданов В. П., Федоров Г. М. Новая экономика Калининградской области // Вопросы экономики. 2005. № 2. С. 23—39.
[6] Гареев Т. Р., Федоров Г. М. Плюсы и минусы режима Особой экономической зоны // Космополис. 2005. № 3 (13). С. 82—89.
[7] Гареев Т. Р., Федоров Г. М., Яковлева Е. Л. О совершенствовании механизма Особой экономической зоны в Калининградской области // Информационно-аналитический бюллетень. 2004. № 66.
[8] Гареев Т. Р. Экономическое зонирование: классические и институциональные аспекты развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. № 3. С. 70—89.
[9] Гимбицкий К. К., Кузнецова А. Л., Федоров Г. М. Развитие Калининградской области: новый этап реструктуризации // Балтийский регион. 2014. № 1(19). С. 56—71.
[10] Жукова Н. Чем дальше в ЕС… // Профиль. 2004. № 41. С. 26.
[11] Индекс промышленного производства по субъектам Российской Федерации (обновлено 15.09.2015). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/# (дата обращения: 23.10.2015).
[12] Инновационная экономика как стратегия конкурентного развития региона: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. В. Ивченко. Калининград, 2004.
[13] Калининград в Европе / пер. с англ. Д. Голыбина; под ред. Б. Цихоцкого; лингв. ред. Л. Вардомского. [Б. м.], 2003.
[14] Калининградская область: диагностика кризиса / под ред. И. Самсона. Гренобль; Калининград; М., 2000.
[15] Калининградская область в цифрах: стат. сб. Калининград, 2005.
[16] Калининградская область в цифрах: краткий стат. сб. Калининград, 1997.
[17] Калининградская область в цифрах: стат. сб. Калининград, 1998.
[18] Калининградская область в цифрах: стат. сб. Калининград, 1999.
[19] Калининградская область в цифрах: стат. сб. Калининград, 2000.
[20] Калининградская область в цифрах: стат. сб. Калининград, 2001.
[21] Калининградская область в цифрах: стат. сб. Калининград, 2002.
[22] Калининградская область и ЕС: проблемы экономической интеграции: сб. науч. тр. / отв. ред. А. М. Чуйкин [и др.]. Калининград, 2003.
[23] Калининградская область: географические аспекты регионального развития: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. М. Федоров. Калининград, 1996.
[24] Клемешев А. П., Козлов С. Д., Федоров Г. М. Остров сотрудничества: монография. Калининград, 2002.
[25] О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области: распоряжение Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1991 г. // Сайт о российских экономических зонах. URL: http://www.rosez.ru/ lawrsfsr.html (дата обращения: 25.10.2015).
[26] Об Особой экономической зоне в Калининградской области: федеральный закон от 22.01.1996 г. №  13-ФЗ (ред. от 10.01.2006) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[27] Орленок В. В., Федоров Г. М. Региональная география России. Калининградская область: учеб. пособие. Калининград, 2005.
[28] Зверев Ю. М. Особая экономическая зона в Калининградской области: история и перспективы развития // Вестник Балтийского научного центра. 1998. № 2. С. 110—118.
[29] Проблемы управления в эксклавном регионе России: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В. В. Ивченко [и др.]. Калининград, 1996.
[30] Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. В. Ивченко. Калининград, 2000.
[31] Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 28.10.2015).
[32] Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2003. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 28.10.2015).
[33] Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2004. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 28.10.2015).
[34] Российский статистический ежегодник: стат. сб. М., 1997.
[35] Российский статистический ежегодник: стат. сб. М., 2000.
[36] Смородинская Н. Судьба Калининграда: глобальное измерение // Pro et contra. 2003. № 2. С. 137—162.
[37] Смородинская Н., Капустин А., Малыгин В. Калининградская область как свободная экономическая зона (оценка условий и результатов развития в 1994—1998 гг.) // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 90—107.
[38] Смородинская Н. В. Экономическое развитие Калининградской области: возможности и перспективы // Федерализм. 2004. № 1. С. 83—110.
[39] Социально-экономическое положение России: стат. сб. М., 1998.
[40] Социально-экономическое развитие Калининградской области в 1994—2001 гг. (статистический паспорт). Калининград, 2002.
[41] Стратегии развития Калининградской области / под ред. А. П. Клемешева, В. А. Мау. Калининград, 2007.
[42] Хлопецкий А. П. Калининград как «зона свободы»: взгляд изнутри. Калининград, 2002.
[43] Центральная база статистических данных // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi#1 (дата обращения: 21.09.2015).