Строительный комплекс

Послевоенное состояние промышленных, жилых и административных зданий Калининградской области было крайне неудовлетворительным (практически 90% зданий было полностью разрушено). Восстановительный период строительного комплекса Калининградской области продолжался с 1945 по 1950 гг. по трем крупным направлениям: промышленное строительство, жилищно-гражданское строительство, строительство природоохранных объектов, транспортных, инженерных сетей и сооружений. В начале послевоенного периода восстановлением занимались воинские части, затем управления по гражданским делам. За счет строительного комплекса также развивались и общие направления промышленности региона.

Перед первыми строителями и архитекторами области стояло множество административных и хозяйственных вопросов: отсутствовали специализированные оборудованные помещения, материально-техническое снабжение, квалифицированные рабочие. Также ощущалась острая нехватка финансирования. Но главная проблема заключалась в остром недостатке строительных материалов.

Архитектура и градостроительство

По данным аэрофотосъемки 1947 года Калининградский городской комитет ВКП(б) установил, что областной центр в целом разрушен на 60%, отдельные кварталы на 70- 80%, а центр исторического города, на 90%.

Калининградская область остро нуждалась в предприятиях, осуществляющих архитектурное проектирование и планирование будущего строительства. 13 сентября 1946 г. был создан областной отдел по делам архитектуры. К основным задачам этого отдела относились осуществление строительного и архитектурного надзора, выделение мест застройки (в Калининграде — через городской отдел архитектуры, в других городах области — через городские коммунальные отделы), утверждение проектов зданий и др. [8].

Решением Калининградского горисполкома №86 от 7 августа 1947 г. было организовано Управление главного архитектора города Калининграда, которое подчинялось отделу по делам архитектуры облисполкома. Первым главным архитектором стал Д.К. Навалихин. Благодаря Навалихину Д.К. многие немецкие здания были восстановлены, сохранены некоторые архитектурные памятники города (биржа, кирхи, комплекс Луизен-парка, новое здание университета и т.д.) [8].

В 1949 году Управление главного архитектора Калининграда закончило разработку первой очереди строительства областного центра; одновременно был подготовлен проект детальной планировки и реконструкции Сталинградского проспекта и площади Победы [7].

К 1950 году в Калининградской области было три главных проектных организации — архитектурно-проектная мастерская «Облпроект», филиал «Центрвоенморпроекта», организация «Сельхозпроект» [8].

В мае 1953 г. был утвержден генеральный план застройки Калининграда (автор и руководитель проекта — М.Р. Наумов). Главной задачей документа было определение объема восстановительных работ, их основных направлений. Планировочные мероприятия включали разуплотнение центральной части города, создание защитных зон между промышленными предприятиями, жилой и культурно-бытовой застройкой, соединение друг с другом отдельных разобщенных районов, создание удобных транспортных магистралей, организацию общегородского и районных центров [8].

13 сентября 1946 г. образован отдел по делам архитектуры Управления по гражданским делам Калининградской области. С 30 мая 1947 г. – Калининградского облисполкома. С 1 января 1956 г. в связи с реорганизацией Государственного комитета Совета министров по архитектуре отдел переименован в отдел по делам строительства и архитектуры Калининградского облисполкома. В 1957 году отдел был ликвидирован, а его функции переданы в Калининградский областной отдел коммунального хозяйства.

В 1961 году в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 22 июля 1961 года организован отдел по делам строительства и архитектуры, который в 1988 году был переименован в Главное управление архитектуры и градостроительства Калининградского облисполкома. На базе отдела в 1980 году создан сектор экспертизы, основными функциями которого было проведение комплексной экспертизы проектов и смет, технико-экономических обоснований, контроль качества проектирования, устранение в проектах излишеств и просчетов в определении сметной стоимости и др. Также при управлении созданы хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро и бюро государственной вневедомственной экспертизы для осуществления координации работы органов архитектуры, предприятий стройиндустрии, проектных организаций [11].

29 июля 1964 года мастерская «Облпроект» преобразована в Калининградский проектный институт гражданского строительства, планирования и застройки городов и поселков «Калининградгражданпроект». Функции института заключались в следующем:

- жилищно-гражданское проектирование для городов области;

- проектирование для сельскохозяйственного строительства, включая проектирование жилых, общественных и коммунальных зданий и сооружений в совхозах области;

- планировочные работы, проектирование дорог, транспорта, объектов коммунального хозяйства и благоустройства, и частично объектов жилищно-гражданского назначения [11].

С 1986 года «Калининградгражданпроект» стал головным проектным институтом, без согласия которого не могли осуществляться любые строительные работы на территории Калининградской области.

За 20 летний период развитие планировочной структуры города происходило в основном согласно предложениям генерального плана. Период реализации генерального плана был завершающим этапом программы послевоенного восстановления и реконструкции. В таблице 1 отражено выполнение планов жилищно-гражданского и коммунального строительства за период 1966 -1986 гг.

Таблица 1

Выполнение генеральных планов жилищно-гражданского и коммунального строительства

Объем капитальных вложений в непроизводственное строительство, млн. руб.

По генеральному плану

Фактически

Выполнение плана, %

Всего

1080

674

62

В том числе: жилищное

650

470

72

Культурно-бытовое

200

96

48

Инженерное оборудование и благоустройство

230

108

47

Составлено по: [11]

За этот двадцатилетний период произошло существенное нарушение структурной пропорции капитальных вложений в непроизводственное строительство. Так как основной объем капитальных вложений направлялся на жилищное строительство, направленные средства на культурно-бытовое строительство, инженерное оборудование и благоустройство города снизились почти в 2 раза.

В послевоенный период практически 90% города было разрушено и не хватало средств на восстановление. На месте старого города планировалось построить новый, социалистический город с широкими улицами, красивыми домами, аллеями, парками, скверами. Но советский период архитектуры и строительства Калининградской области можно охарактеризовать как однообразный. Застройка осуществлялась по типовым планам, при этом не учитывался исторический характер бывшей немецкой территории. Новое правительство пыталось придать городу типовой советский облик. Уже в 60-е город стал похож на остальные советские города благодаря появлению многоквартирных домов.

Жилищно-гражданское строительство

В начале послевоенного периода жилой фонд, пригодный для эксплуатации, составлял 1 070 тыс. кв. метров. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21 июня 1946 г. были приняты мероприятия по хозяйственному устройству Кёнигсбергской области. Восстановление жилого фонда начало осуществляться на базе имеющихся предприятий и организаций, т.к. отсутствовала необходимая ремонтно-строительная база [8].

В период с 1946 г. по 1950 г. государственными предприятиями, учреждениями и местными советами было восстановлено 398,6 тыс. кв. м. жилой площади, в 1951-1955 гг. — 291 тыс. кв. м. Новых зданий в данный период практически не строили.

2 января 1947 г. приказом министра жилищно-гражданского строительства РСФСР организован Калининградский областной строительно-монтажный трест «Калининградстрой». Основной задачей треста было восстановление и строительство новых жилых домов для колхозников-переселенцев и строительство государственных объектов на селе. За период с 1947 г. по 1952 г. было построено 10924 жилых дома, 7 сельских школ. За 1952 год трест построил 352 новых дома, восстановил – 72. С 1956 г. по 1960 г. начался первый этап строительства крупноблочных и крупнопанельных домов, объем ввода жилья существенно возрос — до 401,9 тыс. м2 жилой площади [9].

По результатам проходивших собраний и совещаний стоит отметить невыполнение планов. Так государственный план капитальных вложений 1951 года был выполнен за семь месяцев только на 43,3 процента, а план по жилищному строительству за первое полугодие на 28,9 процента. Причинами невыполнения планов были слабая механизация производства, недостаточная обеспеченность необходимым оборудованием, недостаток квалифицированных кадров и невыполнение плана. Но в 1960-х годах в области начала создаваться качественно-новая строительно-индустриальная база – обозначился переход к крупноблочному и крупнопанельному возведению зданий в массовых масштабах. Этому способствовали реконструкция заводов железобетонных изделий и увеличение мощностей предприятия по производству кирпича и других строительных материалов. За десять лет их выпуск увеличился в 2 раза. К 1970 в Калининграде были возведены такие здания, как гостиница «Калининград», кинотеатр «Октябрь», дворцы культуры рыбаков, Дом быта и др.

В 1967 году также был создан Калининградский областной строительно-монтажный трест «Калининградоблстрой». Работа треста в целом была неудовлетворительной, отмечались низкое качество выполняемых работ и несвоевременная сдача объектов. В 1979 году трест был ликвидирован.

В связи со значительным ростом объема строительных работ и для осуществления контроля за ходом строительства с 1 декабря 1968 г. в соответствии с приказом Министерства строительства СССР от 25 сентября 1968 г. образовано Калининградское управление строительства Главцентрстроя Минстроя СССР. Основные предприятия в составе Управления: Калининградский строительно-монтажный трест «Калининградоблстрой», Калининградский строительный трест «Калининградстрой», трест «Стройконструкция», трест «Калининградстроймеханизация». В 1971 году управление переименовано в Калининградское территориальное управление строительства «Калининградстрой».

В 1970 году началось строительство дома «Советов», но появились проблемы со статикой здания из-за недостаточной прочности грунта. Во второй половине 1980-х начались проблемы с финансированием проекта и были внесены существенные изменения в проект — вместо 28 предлагалось возвести 21 этаж. К 1985 году здание было готово на 95%, но строительные работы были приостановлены. Впоследствии строительство дома «Советов» стало самым известным долгостроем города Калининграда.

В 1975 году была введена в строй вторая очередь завода крупнопанельного домостроения, мощностью сто тысяч квадратных метров панелей в год, а также модернизированы другие домостроительные заводы и комбинаты. В это же время изменился процесс к подходу застройки: начался период комплексного строительства. Застройка колхозных и совхозных поселков осуществлялась по проектам детальной планировки, в основном домами усадебного типа, с развитыми инженерными коммуникациями.

На рисунке 1 представлен ввод в действие жилых домов.

Рис.1. Ввод в действие жилых домов, тысяч квадратных метров общей площади.

Составлено по: [6]

На рисунке видно, что ввод в действие жилых домов происходило практически на одном уровне. Период с середины 1950-х по 1990-е годы считался периодом массового типового строительства, только за период 1976 – 1985 гг. в области были построены жилые дома, общей площадью 2,7 млн. кв. метров. Это позволило улучшить жилищные условия 250 тыс. человек. На период 12-й пятилетки было запланировано начало осуществления программы обеспечения жильем «2000». В рамках этой программы за 15 лет планировалось ввести в действие дома общей площадью 6,3 млн. кв. метров. Реализация этой программы обеспечила бы жильем каждую семью Калининградской области, но в связи с периодом кризиса начала 1990-х, обусловленного политическими изменениями, программа была выполнена лишь частично.

Дорожное строительство

Общая протяженность дорог бывшей немецкой территории составляла более 5000 км, из них 92 % обладали усовершенствованным типом покрытия, которое позволяло проезд в любое время года, 50% были обработаны специализированным покрытием, улучшающим сцепление с дорогой. Также в области насчитывалось около 548 единиц железобетонных, металлических и каменных мостов.

В период военных действий дороги и мосты, находясь в полосе боевых операций, подверглись значительному разрушению. Щебеночное, гравийное и асфальтобетонное покрытие на ряде участков было разрушено, каменный материал перемешан с грунтом, имелись просадки и выбоины. В апреле 1946 года большинство дорог области были совершенно разрушены. Из общего количества мостов свыше 200 единиц было взорвано. Из оставшихся мостов 18 % требовали капитального ремонта, 16 % восстановления и 17 % текущего ремонта [14].

Для послевоенного восстановления, строительства и обслуживания автомобильных дорог областного и республиканского назначения весной 1946 года было создано «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» (управление дорог и транспортного хозяйства (1953 г.), областное Проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог «Калининградавтодор» (1989 г.)). В начале в его подчинение входили дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ): Калининградский № 54, Краснознаменский № 55. В дальнейшем в 1947 г. созданы 17 дорожных отделов в районах области для обслуживания дорог местного значения. К концу 1950х гг. во ведении управления находились: 7 ДЭУ по обслуживанию дорог республиканского, областного значения, 17 райотделов по обслуживанию местных дорог, карьерное управление, машинно-дорожная станция № 138, асфальтобетонные заводы: в Калининграде (1949 г.), заводы в Черняховске (1960 г.), Озерске (1961 г.), Краснознаменске (1981 г.), Гвардейске (1982 г.), Советске, Гурьевске, Правдинске, пос. Большаково (1988 г.), Нивенское, Прибрежное.

В 1956 году с целью производства техники для ремонта дорог (виброкатков, мототележек, парообразователей) был образован Калининградский завод «Стройдормаш».

В 1974 году для организации дорожного и мостового строительства был организован трест «Дормострой». В 1977 г. в структуре треста находились СРСУ дорожно-мостовых работ, ЭМУ «Автодор», СРСУ «Гидротехработы», уличные электросети. В 1980 г. остались СРСУ «Дормостстрой», «Гидротехработы», СРСУ по озеленению. Организация занималась работами по благоустройству Калининграда.

На 1 января 1984 г. в состав «Калининградавтодор» входили: 12 дорожно-ремонтно-строительных управлений, 3 дорожных ремонтно-строительных участка, карьероуправление, проектно-сметное бюро, управление производственно-технологической комплектации, объединенная дирекция строящихся автодорог. К этому времени в ведении «Калининградавтодора» было 25 дорог общесоюзного значения протяженностью 1 042 км, 14 дорог республиканского значения протяженностью 509 км, 91 дорога областного подчинения протяженностью 2036 км, местных дорог и дорог, закрепленных за колхозами, совхозами — 2634 км, всего 6221 км. Имелось 345 единиц техники: автогрейдеры, автокраны, снегоочистители, экскаваторы, асфальтосмесители, мотокатки. Организация поддерживала в надлежащем порядке существовавшие автомобильные дороги, вела строительство Северного обхода Калининградской окружной дороги (1972–1985 гг.).

Железнодорожное строительство

Восстановительными работами железных дорог в Восточной Пруссии в 1945 г. занималось Управление инженерных войск 3го Белорусского фронта. Затем к работам подключился Особый отдел Прибалтийского Военного округа с помощью 4й штурмовой инженерно-саперной бригады. Всего на восстановлении железнодорожных путей на территории Восточной Пруссии было задействовано около 12 тыс. человек. Одновременно на территорию области из Ташкента передислоцировался ВЭО-42, прибывший в Кёнигсберг 15 мая 1945 г. Он до ноября 1949 г. участвовал в восстановлении Южного вокзала в Калининграде. В области была осуществлена замена колеи с западноевропейского стандарта на российский размер, восстановлены поврежденные железнодорожные мосты, станционные и пристанционные сооружения, вокзалы. Затем строительная деятельность железнодорожников стала направляться, в основном, на совершенствование путей сообщения, постройку новых вокзалов, депо, других вспомогательных сооружений. Строительство вели несколько специализированных организаций: СМП‑294, потом РВП‑33 (1959–1977 гг.), мостоотряды № 423 (1949 г.), № 24 (с 1954 г.), ПДМС‑31, ПМС‑93, трест № 2 (с 1944 г.), СУ312 (1946–1998 гг.). Эпизодически в Калининградской обл. работали СМП‑132 (1949–1950 гг.), СМП138 (1949–1950 гг.), УВСР‑23 (1952–1955 гг.), строительно-монтажная колонна № 83 (1956 г.), СМП‑215 «Транстехмонтаж» (1987 г.), другие организации.

Промышленное строительство

Восстановление, реконструкция и строительство объектов промышленности начались в трудных условиях 1945-1946 гг., но уже к декабрю 1947 г. на месте разрушенных фабрик и заводов работали 146 социалистических предприятий.

Летом 1946 года было организовано Калининградское областное управление промышленности строительных материалов (Промстройматериалы). В состав управления вошли 2 бетонных, известковый, 8 кирпичных, толевый, 19 черепично-кирпичных, 2 цементных завода. Почти половина принятых заводов оказалась разрушенной, часть подлежала восстановлению. К 1957 г. в составе управления функционировали Гусевский, Краснознаменский, Принеманский, Зеленоградский черепично-блочный завод, Гусевский, Калининградский известковые заводы, с 1958 г. Черняховский керамический завод. Крайне изношенное немецкое оборудование не позволяло наращивать темпы производства, поэтому предприятия приносили большие убытки и управление прекратило свое существование в 1959 году.

29 мая 1946 г. сформирован инженерно-строительный отдел Юго-Балтийского флота, в 1948 году переименован в 4-й Балтийский флот. В его состав вошло «Строительство №58», который располагалось в г. Балтийске и занималось работами в городе, связанными как с военными, так и гражданскими сооружениями. В связи с образованием в 1948 г. Военно-морского строительного управления «Балтвоенморстрой», строительные организации были выведены из состава инженерного отдела, переданы в СУ Балтийского флота и преобразованы в иные структурные подразделения. Помимо военного строительства, управление занималось постройкой жилых домов, объектов социально-культурного назначения в городах Балтийск, Калининград и некоторых других местах.

В связи с нехваткой строительных материалов 12 июня 1946 года приказом по Кёнигсбергскому областному отделу коммунального хозяйства на базе подотдела снабжения и транспортного подотдела облкомхоза была образована областная контора по снабжению стройматериалами и оборудованием жилищного хозяйства («Облжилснаб»). Кроме этого в августе этого же года были открыты: Калининградский комбинат стройматериалов, организации Советского кирпично-черепичного завода, Нахимовский кирпично-черепичный завод (который в 1948 г. был переименован в Зеленоградский черепично-блочный завод), областной проектный трест, Янтарный кирпично-черепичный завод, а к 1947 году пущен в эксплуатацию Краснознаменский кирпично-черепичный завод. В 1956 году введены в эксплуатацию Гурьевский, Правдинский кирпичный заводы, в 1960 г. – Славский, в 1971 г. – Железнодорожный межрайонный [7].

В начале 1947 года на базе бывшего немецкого завода по производству струнобетонных шпал был создан Калининградский железобетонный завод № 1 (ЖБИ -1). Завод ЖБИ-1 стал одним из основных предприятий строительной индустрии. Заводом осуществлен существенный вклад в такие промышленные предприятия области, как Калининградское производственно-техническое объединение «Кварц», опытно-конструкторское бюро «Факел», «Силикатный завод», Советскую швейную фабрику, домостроительный комбинат, завод ЖБИ-2, молокозавод, завод «Янтарь», птицефабрики «Гурьевская» и «Прибрежная». Кроме этого свою продукцию ЖБИ -1 поставлял на территорию всей страны. В 1963 г. заводом сдан в эксплуатацию первый в области цех крупнопанельного домостроения, затем построены цеха по выпуску керамзита, крупноразмерных железобетонных изделий. С каждым годом завод увеличивал свою производственную мощность. В 1975 году мощность завода составляла 35 тысяч куб. м. сборного железобетона в год. Пика своего развития завод достиг к 1990 году – 175 тыс. куб м. сборного железобетона, более 15 тыс. куб. м. бетонных изделий [12].

К концу 1947 года приказом Министерства рыбной промышленности было организовано Балтийское строительно-монтажное управление, которое 28 мая 1949 года было реорганизовано в Балтийский специализированный строительно-монтажный трест промышленного и жилищного строительства («Балтстройтрест»). В подчинение треста входил отдел подсобных предприятий, объединивший ремонтно-механические мастерские, деревообрабатывающий цех и карьерное хозяйство. На базе этого отдела за 1950 – 1960 гг. был построен цех по производству железобетона мощностью 5000 куб. м., который стал основой созданий Комбината производственных предприятий, переименованный в 1958 году в Калининградский завод железобетонных изделий № 2 (ЖБИ-2). За первое десятилетие своего существования завод быстрыми темпами наращивал производство, была осуществлена реконструкция цеха по производству крупных стеновых блоков, присоединен дополнительный цех № 2, модернизирована техника. Завод осуществлял производство фундаментных и стеновых блоков, лестничных площадок, балконных плит, панельных перекрытий, плит ПКЖ, бетона, различных растворов. В 1970 -1975 гг. заводом был построен цех по производству крупнопанельного домостроения и на его базе создан «Домостроительный комбинат». К 1990 году заводом был построен Сельский строительный комбинат, мощностью 120 тыс. куб. м. в год [13].

Кроме основных железобетонных заводов № 1 и № 2 в Калининградской области были построены комбинат железобетонных изделий № 212, Калининградский завод «ЖБИ Мелиорация» и Озерковский завод ЖБИ. Завод № 212 был создан в 1947 году как бетонный механическо-строительный завод № 11 с подчинением военному ведомству, снабжал железобетонными изделиями и другими строительными конструкциями в основном стройки Балтийского флота. Калининградский завод «ЖБИ Мелиорация» был создан в 1954 году на базе специализированного треста водохозяйственного строительства «Совхозводстрой», осуществлял выпуск полиэтиленовых дренажных, водонапорных труб, железобетонных труб, кольца колодцев, дорожные, болотные плиты и многопустотные плиты перекрытий. Озерковский завод введен в эксплуатацию в 1958 г. Первоначально специализировался на изготовлении железобетонных блоков, конструкций. Поставлял изделия, в основном, для сельского строительства [11].

Калининградский общестроительный трест создан в 1955 г. путем слияния трестов «Калининградстрой», «Сельстрой». Строительные участки находились в Гвардейске, Гусеве, Зеленоградске, Советске, поселке Нивенское. Затем были созданы СМУ в городах Калининград, Гусев. Занимался строительством в городах, селах жилых, культурно-бытовых, общественных зданий, школ, больниц, коммунальных предприятий, ремонтных заводов. В декабре 1960 г. подразделения треста переданы в трест «Балтстрой».

10 июля 1958 года организован промышленный специализированный трест «Промстройматериалы», который включал завод ЖБИ в поселке Прибрежное (затем завод ЖБИ-1), Калининградский леспромхоз, Железнодорожный, Фрунзенский кирпичные заводы, ДОК. В 1959 г. выведен леспромхоз, включены заводы ЖБИ-2, ЖБИ‑3, Озерковский ЖБИ. В 1960 году трест был ликвидирован и в этом же году восстановлен. В 1967 году переименован в трест «Стройконструкция». В состав треста входили заводы ЖБИ-1, ЖБИ-2, ДОК, завод металлоизделий, карьер по добыче нерудных материалов и др. Трестом выпускались столярные изделия, половая доска, плинтуса, лестничные марши и площадки. Но стоит отметить низкое качество выпускаемых изделий. В 1963 году состоялось совещание руководителей по вопросу качества выпускаемой продукции, по результатам которого была проведена тщательная проверка качества продукции, составлены акты. Но значительных результатов получено не было. Трест был ликвидирован в 1968 году. Большинство его предприятий вошли в Калининградское территориальное управление строительства.

Осенью 1960 года образован областной трест по ремонту и строительству, который осуществлял ремонт, строительство жилищно-коммунальных объектов в Калининградской области. В составе треста находились РСУ в городах, поселках области. С августа 1964 г. трест переименован в «Горремстрой», а с 1974 г. – трест «Калининградспецдорстрой». В июне 1976 г. трест реорганизован в ПМСО «Калининградоблремстрой» с выделением из его структуры треста «Горремстрой». В мае 1986 г. после ликвидации треста «Горремстрой» в состав объединения вошли его первичные строительные организации. После 1988 г. организация называлась проектно-сметное объединение «Калининградгражданстрой».

Постоянно проводились комиссии по приемке объектов в эксплуатацию, технический надзор за ходом строительства. Так, была проведена качественная оценка объектов, принятых в эксплуатацию по Калининградской области за период с 1961 по 1963 годы. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Качественная оценка принятых строительных объектов

Год

Всего принято объектов

Из них:

на «отлично»

на «хорошо»

на «удовлетворительно»

1961

207

-

47

160

1962

194

1

72

121

1963 (за 9 месяцев)

84

-

29

55

Составлено по: [10]

Данные таблицы свидетельствуют об очень слабых результатах работы строительства в начале 60-х годов. Основные проблемы брака и плохого качества работ в отсутствии технико-экономического анализа объектов строительства, не проводилось сопоставление вариантов проектных решений для выбора наиболее экономичных и удачных проектов.

В апреле 1963 года создан строительный трест Калининградский путем переименования треста «Балтстрой», который осуществлял строительные работы на объектах жилищного, культурного, социального, промышленного назначения в таких городах, как Калининград, Багратионовск, Гурьевск, Гусев, Зеленоградск, Пионерск, Светлогорск, Светлый, Советск и др. В феврале 1979 г. ликвидирован; его подразделения вошли в состав ПСМО «Калининградстрой».

Из приведенной ниже таблицы 3 видны основные изменения в объемах и технико-экономических показателях работы организаций и предприятий за годы восьмой пятилетки.

Таблица 3

Результаты основных показателей работы строительных организаций

Наименование показателей

1965 год

1970 год

Объем подрядных работ, млн. руб.

21,1

37,4

Объем полносборного строительства, в % к объему общего строительства:



жилстроительство

21

85

промстроительство

5

30

Производительность труда, руб. на 1 рабочего



в строительстве

5 230

6 736

в промышленности

7 175

8 715

Прибыль от хозяйственной деятельности, млн. руб.

0,7

4,5

Составлено по: [10]

По данным таблицы стоит отметить значительный рост объема полносборного строительства в промышленности (в 1970 году произошел рост в 6 раз по сравнению с 1965 годом). В данный период практически все строительные тресты справлялись с установленными программами.

В мае 1975 года создан трест по промышленной комплектации («Калининградпромкомплект»). Трест включал заводы ЖБИ-1, ЖБИ-2, подсобное производство «Стройдеталь», ДОК, карьер по добыче нерудных материалов, базу комплектации. Ликвидирован в феврале 1979 г.

В 1972 году организован строительно-монтажный трест «Калининградпромстрой», в состав которого вошли 4-СМУ ликвидированного треста «Калининградстроймеханизация». Его деятельность продолжалась до 1978 года.

В 1973 году организацией производства строительных материалов занималось Калининградское производственное объединение промышленности строительных материалов (Калининградстройматериалы), которое включало Принеманский, Фрунзенский кирпичные заводы, Черняховский керамический завод, строящийся завод силикатного кирпича в пос. Космодемьянского (введен в действие в 1975 г.). Позднее присоединен Зеленоградский завод керамических дренажных труб. В 1988 г. ликвидированы Принеманский, Фрунзенский, Черняховский заводы; они стали цехами в новом предприятии, созданном на основе Калининградского комбината стеновых материалов (бывшего силикатного завода). Свою деятельность объединение прекратило в 1989 году.

Калининградский трест инженерных специальных работ (Инжспецстрой) создан в 1979 г. Трест осуществлял строительство магистральных и локальных очистных сооружений на побережье Балтийского моря и его заливов, в городах Багратионовск, Гусев, Калининград, Светлый. В 1989 г. в связи с резким уменьшением ассигнований на подобные работы строительство очистных сооружений передано объединению «Калининградстрой», трест работал как субподрядчик.

В 1979 году Калининградское территориальное управление строительства «Калининградстрой» реорганизовано в Калининградское производственное строительно-монтажное объединение «Калининградстрой». В объединение были включены тресты «Калининградстрой», «Калининграоблстрой», «Калининградпромкомплект», «Калининградпромстрой», «Калининградспецстроймеханизация» (которые в свою очередь были ликвидированы).

Строительство сельскохозяйственных объектов

Сельскохозяйственное производственное строительство представляло собой возведение производственных помещений (зернотоков, зерноскладов, силосных башен, сенохранилищ, животноводческих ферм и др.) и была призвана обеспечить развитие базы крупного сельскохозяйственного производства. До 1960 – х гг. осуществлялась специализированными строительными организациями за счет финансовых средств колхозов, после 1960 г. и совхозов. Специализированными организациями были:

- трест «Сельстрой»;

- объединение «Калининградоблмежколхозстрой»;

- трест «Калининградсельстрой».

Областной трест «Сельстрой» был создан 1 октября 1948 г. на базе треста «Переселенстройтрест». Строительные конторы треста находились в г. Багратионовске, Гвардейске, Гурьевске, Гусеве, Калининграде, Краснознаменске, Ладушкине, Нестерове, Озерске, Полесске, Правдинске, Зеленоградске, Славске, Советске, Черняховске, пос. Железнодорожном. Большаково. В распоряжении треста на 1948 год находились собственный жилой фонд, подсобное хозяйство, 27 лошадей, 93 автомобиля. Трест осуществлял жилищное, культурно-бытовое строительство, строительство объектов сельскохозяйственного назначения. В начале 1955 г. стал называться «Калининградсельстрой», в связи с созданием треста «Калининградстрой» в марте 1955 г. ликвидирован.

«Облмежколхозстрой» (с 1969 г. «Калининградоблмежколхозстрой»), объединение, образованное в 1962 г. с целью объединения усилий, координации деятельности районных межколхозных строительных организаций. На момент создания организация имела межколхозные строительные организации (МСО) и передвижные механизированные колонны (ПМК) во многих городах области, комбинат «Стройконструкция», проектный комбинат в г. Гусеве, завод ЖБИ в г. Светлом, два кирпичных завода. Основная деятельность объединения заключалась в строительстве складских, производственных помещений, жилых домов для колхозников, работников совхозов. Заявки на строительство предлагались организациями-пайщиками, проектная документация разрабатывалась организациями в областном центре (с 1976 г. — институтом «Калининградколхозпроект»). В 1973 г. МСО предоставлено право заниматься монтажом оборудования в построенных помещениях, они преобразованы в МПМК (межколхозные передвижные механизированные колонны). На «Облмежколхозстрой» было также возложено строительство собственной материальной базы, жилья для своих работников. В начале 1980‑х гг. организация объединяла 17 МПМК, 7 промышленных предприятий (главным образом, кирпичные), пайщиками являлись 68 колхозов, 51 совхоз и др. организации. В начале 1986 г. объединение вошло в состав «Калининградагропромстроя».

19 декабря 1964 года образован Калининградский областной совхозный строительный трест «Совхозстрой», который 9 февраля 1972 года переименован в трест «Калининградсельстрой». Трестом осуществлялась организация работ по производственному, жилищному и культурно-бытовому строительству в совхозах области. За время деятельности под его руководством в области были построены десятки промышленных сельскохозяйственных объектов (животноводческие комплексы, птичники, овощехранилища, склады минеральных удобрений, очистные сооружения, станции биологической и химической очистки воды, механические мастерские, гаражи, зернохранилища, торговые центры и магазины, жилые дома, сельские клубы, детские дошкольные учреждения и школы). В связи с созданием Калининградоблагропрома в феврале 1986 г. реорганизован в Калининградагропромстрой, с включением в состав подразделений ликвидированного Облмежколхозстроя.

За период 1966 -1975 гг. за счет финансовых средств колхозов и государства, строительными сельскими организациями было построено 308,7 тыс. коровников и свинарников и 905 тыс. птичников (табл.4).

Таблица 4

Ввод в действие животноводческих помещений за счет средств государства и колхозов.


1966 – 1970 гг.

1970 г.

1971 г.

1972 г.

1973 г.

1974 г.

1975 г.

Животноводческие помещения (включая комплексы) – тыс. ското-мест:








коровники и телятники

62,5

15,0

14,9

17,6

20,5

18,0

24,3

свинарники

34,5

8,3

14,0

24,9

21,0

24,3

8,9

Птичники – тыс. птице-мест

334

66,0

92,0

156,0

88,0

69

100

Составлено по: [9]

1 января 1986 года путем слияния треста «Калининградсельстрой» и объединения «Межколхозстрой» («Облмежколхозстрой», «Калининградмежколхозстрой») было создано кооперативно-государственное объединение по промышленному и сельскому строительству в районах Калининградской области («Агропромстрой», «Калининградагропромстрой»).

Объединение располагало разветвленной сетью строительных организаций в пос. Васильково, г. Багратионовске, Гвардейске, Гурьевске, Гусеве, Зеленоградске, Калининграде, Краснознаменске, Немане, Нестерове, Озерске, Полесске, Правдинске, Славске, Черняховске. Также включало трест «Дорспецстрой», управление механизации, проектный институт, УПТК, Гусевский сельский строительный комбинат, Гусевский кирпичный завод, Неманский завод строительных конструкций, Озерковский завод железобетонных изделий, Правдинский кирпичный завод, завод строительных конструкций в г. Советске, щебеночный завод, автотранспортные колонны в г. Гусеве, Калининграде, Немане, Черняховске. Выполняло значительные объемы работ по строительству жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, домов культуры, животноводческих комплексов, комбикормовых заводов, др. объектов сельскохозяйственного назначения. В сентябре 1986 г. в объединении создан межхозяйственный трест «Агропромстройматериалы», в который вошли 8 промышленных предприятий. К 1990 г. в составе объединения появились первые кооперативы, арендные предприятия.

С 1975 года начала развиваться сеть специализированных подрядных организаций, улучшилась их индустриальная база. Изменился характер строительных работ – ряд наиболее трудоемких процессов, таких как монтаж железобетонных и бетонных конструкций, стал преимущественно механизированным. За счет применения специального оборудования и специализированных видов транспорта облегчились штукатурные и малярные работы, повысилось их качество, быстрее стали проводиться погрузо-разгрузочные операции. В этом же году были построены предприятия по производству силикатного кирпича и дренажных труб. Выпуск керамических дренажных труб в основном осуществлялся для мелиоративных предприятий области [14]. Возросли основные фонды строительных предприятий, динамика которых представлена на рисунке ниже.

Ввод в действие основных фондов государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением (млн. руб.)

Составлено по: [1]

Период конца 80-х – начала 90-х знаменуется переменами в административно-хозяйственной деятельности объединения, т.к. это было время приватизации и акционирования предприятий. Многие строительные организации реорганизованы в кооперативы, фирмы, коммерческие предприятия.

Ниже на рисунке представлена доля численности рабочих и служащих в строительстве по отношению к численности во всех отраслях экономики региона в 1965 – 1990 гг.

Численность рабочих и служащих в строительстве по отношению к общей численности рабочих и служащих в экономике в целом, в процентах.

Составлено по: [1]

Судя по данным рисунка численность рабочих и служащих в строительстве рассматриваемый период недостаточно высокая и к 1990 году уменьшается, что связано с реорганизацией предприятий в фирмы, коммерческие предприятия.

В таблице 5 по данным государственных подрядных строительно-монтажных организаций представлена обеспеченность транспортным оборудованием в строительном комплексе.

Таблица 5

Наличие машин и механизмов в строительстве области (на начало года, штук)


1966 г.

1970 г.

1975 г.

1980 г.

1985 г.

1986 г.

Экскаваторы

320

550

631

782

881

895

Скреперы

17

7

8

12

2

2

Бульдозеры

200

335

509

649

445

441

Краны передвижные

125

203

291

369

684

683

Автопогрузчики

11

27

47

75

81

80

Автогрейдеры

5

23

13

107

39

43

Составлено по: [4],[5],[6]

По данным собраний и результатам работ строительного комплекса данного транспортного обеспечения не хватало для выполнения планов по застройке области.

Строительный комплекс был одним из важнейших направлений развития области в послевоенный период, но в тоже время самый проблемный. Недостаток квалифицированного персонала, нехватка требуемого оборудования, невыполнение планов – это основные проблемы строительного комплекса.

В целом строительные работы в колхозах и совхозах области выполнялись низкокачественно, что заставляло колхозы и совхозы заключать подрядные договоры с ведомственными строительными организациями, нанимать «шабашников» (приезжих работников, готовых за солидный заработок трудиться вне графика рабочего времени), в сложных ситуациях — снимать с основной работы колхозников. Прекращение капитальных вложений в сельское строительство с начала 1990‑х гг. привело к прекращению существования данной отрасли. В настоящее время строительные работы в сельском хозяйстве осуществляются за счет хозяйствующих субъектов [14].

Вывод

Строительный комплекс Калининградской области до начала 1990-х годов относилось к недостаточно развитым отраслям экономики региона. Значительная часть строительно-монтажных работ выполнялась военными строительными организациями, которые при необходимости переезжали из одних регионов страны в другие. В послевоенный период самой острой была проблема обеспечения жильем переселенцев. Во второй половине 1940-х — середине 1950-х гг. не строилось ни одного нового здания, в основном проводились восстановительные работы разрушенных домов, которые пытались приспособить жилье или административный корпус.

[11] Строительный комплекс // Государственный архив Калининградской области. [Электронный ресурс] http://www.gako.name/index.php?publ=97&razd=33 (дата обращения: 02.10.2014)
[12] Официальный сайт ООО «Завод ЖБИ-1-ый» [Электронный ресурс] http://www.jbi-1.ru/history.html(дата обращения: 02.10.2014)
[13] Официальный сайт ООО «Завод ЖБИ-2» [Электронный ресурс] http://www.zhbi2.ru/(дата обращения: 02.10.2014)
[14] История развития дорожной отрасли Калининградской области [Электронный ресурс] http://www.dor39.org/start/ob-upravlenii (дата обращения: 02.10.2014)