Транспортная инфраструктура

Показатель

Значение показателя

Морской транспорт (портовый комплекс)

Число грузовых районов, входящих в единую структуру «морской порт Калининград»

4 грузовых района

Количество обустроенных причалов в морском порту Калининграда

102 причала

Общая длина обустроенных причалов в морском порту Калининграда

15,5 км

Число стивидорных компаний, работающих в морском порту Калининграда

28 компаний

Железнодорожный транспорт

Эксплуатационная длина железных дорог региона

667,7 км

Протяженность электрифицированных дорог 

95 км

Протяженность уникальной железнодорожной колеи (1435 мм)

104 км

Вспомогательные объекты железнодорожной инфраструктуры

3 железнодорожных узла;

45 линейных станций:

2 локомотивных и 1 вагонное грузовое депо

Автомобильные дороги

Эксплуатационная длина автомобильных дорог, всего

В том числе:

6882,3 км

С твердым покрытием

6649,4 км

Из них:


Федерального значения

203,8

Регионального и межмуниципального значения

4480,4

Местного значения

1965,2

Число действующих АЗС

149

Городской пассажирский транспорт

Эксплуатационная длина трамвайных путей

43 км

Эксплуатационная длина троллейбусных путей

80 км

Транспортная инфраструктура обеспечения внешних связей региона

Число установленных пунктов пропуска через государственную границу, всего

22

В том числе:


Автомобильные

11

Железнодорожные

6

Воздушные

1

Морской

1

Речной

3

Потенциальные мощности транспортного комплекса Калининградской области (в год)

Вид транспорта

Показатель

Предельные объемы переработки грузов портовым комплексом региона

26—28 млн т

Предельные объемы переработки грузов железнодорожным транспортом

26 млн т

Предельные объемы перевозки пассажиров автомобильным транспортом

2 млн человек

Предельные объемы перевозки пассажиров воздушным транспортом региона

1,5 млн человек

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ (ПОРТОВЫЙ КОМПЛЕКС)

Показатель

Значение показателя

Число грузовых районов, входящих в единую структуру "морской порт Калининград"

4 грузовых района

Количество обустроенных причалов в морском порту Калининграда

102 причала

Общая длина обустроенных причалов в морском порту Калининграда

15,5 км

Число стивидорных компаний, работающих в морском порту Калининграда 

28 компаний

Портовый комплекс Калининградской области представляет собой достаточно разветвленную и территориально разбросанную сеть портовой инфраструктуры, направленную на обеспечение грузопассажирских морских потоков. Весь портовый комплекс региона объединен в единую структуру, которая называется «морской порт Калининград». С точки зрения территориальной организации морской порт Калининграда состоит из центрального порта расположенного в Калининграде, и трех портопунктов: «Светлый» — находится в г. Светлом; «Балтийск» — в г. Балтийске; «Пионерский» — в г. Пионерский.

Понятие «портопункт» достаточно распространено в специализированной литературе (в том числе и на русском языке), однако, общепринятого его определения в российской морской документации нет. Данный термин пришел к нам из англоязычных источников (англ. harbour) и означает отдельно оборудованную гавань, административно подчиненную какому-либо порту. Часто вместо понятия «портопункт» используют термин «грузовой район»[1], хотя оно не в полной мере отражает смысловую нагрузку первого.

Современная структура государственного управления морским портовым комплексом в России, подразумевает формирование двух независимых друг от друга государственных учреждений в каждом морском порту России. В общем виде схема государственного управления портовой деятельностью в Российской Федерации представлена на рисунке ниже.

Рисунок 1. Схема существующей системы управления портовой деятельностью в России


Задача ФГУП «Росморпорта» содержание и развитие государственной инфраструктуры в морском порту, к числу таковой в Калининграде относится множество объектов, важнейшим из которых является Калининградский морской канал.

Рисунок 2. Схема Калининградского морского канала

Источник: [1].


Канал, открытый в 1901 году, имеет протяженность в 43 м, условно делится на две части: первая (до пос. Ижевское) глубиной 10,5 м и шириной 80 м, вторая половина — глубиной 9,0 м и шириной 50 м. По каналу могут проходить суда длиной до 170 м, с осадкой до 8 м и грузоподъемностью до 16 тыс. т. Средняя разрешенная скорость движения судов по каналу 8 узлов, время его прохождения — около 3 часов. Расчетная пропускная способность морского канала оценивается в 40 млн т в год. Кроме того, в число объектов государственной инфраструктуры входят:

  • Ø Дамбы Калининградского морского канала (11 единиц).
  • Ø Системы берегоукреплений (9 единиц).
  • Ø Входные молы (2 единицы).
  • Ø Причалы (39 единиц), что составляет 40 % от всех причалов порта.
  • Ø Навигационное оборудование (буи, створные знаки и пр.) — 183 единицы.
  • Ø Вспомогательный флот (7 единиц).

Два важнейших показателя, характеризующих уровень развития морского порта, — грузооборот/пассажирооборот и число судозаходов. На рисунке ниже представлены данные об объеме грузооборота и число судозаходов морского порта Калининград за период с 1995 по 2013 годы. Как видно из рисунка, рост грузооборота порта Калининград вызван не кардинальным увеличением числа судов заходящих в порт (2240 заходом в 1995 году и 3471 заходов в 2013-м), а ростом грузоподъемности судов. Так, в 1995 году на одно судно приходилось 1,6 тыс. т, в 2000-м этот показатель уже составил 1,9 тыс. т. После этого произошел кардинальный рост, приведший к тому, что на одно судно в 2013 году приходилось уже 3,9 тыс. т. Аналогичный показатель 2016 года составлял уже 4,6 тыс.т.


Рисунок 3. Показатели грузооборота и судозахода морского порта Калининград.

Источник: [2].


С точки зрения внешнеторговой специализации морской порт Калининград относится к портам экспортной специализации. В 2016 году 64 % перерабатываемых в порту грузов были экспортными (около 1830 тыс.тонн), а на импорт приходилось около 35 % ( примерно 1000 тыс.тонн).  В структуре экспортных грузов львиную долю (около 33 %) занимает металлопрокат . Далее идет уголь и кокс (13,8 %). Доля наливных грузов (мазута)  составляет 7,88%. Импорт более диверсифицирован, но и здесь можно выделить такие основные группы, как:  контейнеры (14,73 %) и щебень (22,19 %).


Рисунок 4. Основная номенклатура грузов морского порта Калининград, 2016 год

Источник: [3].


В морском порту Калининграда обустроено 102 причала общей длиной более 15,5 км. В порту работают в разные годы  до 35 стивидорных компаний . Стивидорная компания — это юридическая организация, владеющая причалом в порту и осуществляющая погрузочно-разгрузочные работы на этом причале. Из 16 компаний, занимавшихся перевалкой груза в 2017 году (табл. 1) в морском порту Калининград можно выделить 4 компании, годовой объем грузооборота  которых ( по итогам 2016 г) превысил отметку в 1 млн т: «Росморпорт»(ЖДПК), «Калининградский морской торговый порт», «Содружество Соя» и «Лукой Комплексный нефтяной терминал». Эти компании совместно обеспечили 77 % грузооборота морского порта Калининграда в 2017 году ( январь- июль).


Рисунок 5. Доля стивидорных компаний в общем объеме грузооборота морского порта Калининград, 2017 год ( январь- июль).

Источник: [3].


Таблица 1

Объемы перевалки стивидорных компаний  Калининградской области.

№ п/п

Компания

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

 2016
( 7 месяцев)
 2017
( 7 месяцев)

1

ЗАО «Балт Нафта» (топливно-грузовой комплекс)

139,5

743

371,6

932,2

 129,6 307,6

2

ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания»

507,7

1351,8

1085,9

821,1

564,6

611,6

516

814

 54 53,5

3

ЗАО «Бункер-Флот»

58,4

 __ __

4

ЗАО «Калининградский речной порт»

94,2

74,2

33,9

14,5

 __ __

5

ЗАО «Межколхозная производственная база»

17,1

15,1

18

 18,2 17,2

6

ЗАО «Новобалт Терминал»

367,5

383,2

399,9

129,2

263,1

268,3

172,5

 97,6 151,5

7

ЗАО «ПНК Росбункер»

292,5

314,8

96,4

26,6

 __ __

8

ЗАО «Порт ПБОРФ»

10,3

 __ __

9

ЗАО «Содружество Соя»

382,6

734

1157,8

1178,6

1176,2

1344,2

 2670,6 2388,4

10

ЗАО «Цепрусс»

62,4

61

52,4

381,8

568,8

535,2

365,2

334,2

 178,9 310,6

11

ФГУП «Росморпорт» (железнодорожный паромный комплекс)

38,9

504,5

1083

514,3

1075,4

909,3

 760 809,4

12

ОАО «Калининградская стивидорная компания»

786,6

 __ __

13

ОАО «Калининградский МТП»

4436

3098,5

4807,4

4772,7

2186,2

3064,7

3630,9

3312,7

 1609,4 2119,6

14

ОАО «Калининградский мукомольный завод»

14,3

3,9

9,1

22,7

9,6

 __ __

15

ОАО «Портовый элеватор»

141,1

109,7

110,5

47,3

110

88,7

41,5

160,6

 51,1 34,9

16

ОАО «Янтарьэнерго» (филиал ОАО «Янтарьэнерго» ГРЭС-2)

477,1

245,2

96,2

69,4

14

232,1

122,2

 __ __

17

ООО «Балтвестстрой»

14,5

7

18,9

51,7

40,5

24,6

 __ __

18

ООО «Балтийская стивидорная компания»

120,9

297,3

237

302,8

279,2

764,8

835

995,7

 425,9 580,5

19

ООО «БалтТерминалСервис»

40,9

52,3

93

 __ __

20

ООО «Лукойл-Калининградморнефть»

4634,4

5320,4

4512,3

3705,2

2877,3

 801,9 672,6

21

ООО «Лукойл-Комплексный нефтяной терминал»

583,8

3757,2

2669,1

2453,7

 __ __

22

ООО «РВЦ и К»

54,4

35,1

0,7

 __ __

23

ООО «Рыбопромышленная компания "За Родину"

6,7

3,3

4,2

 5,6 2,8

24

ООО «Светловская стивидорная компания»

130,1

103,7

166,3

11

 __ __

25

ООО «Союз ТТМ»

32,6

73,4

71,6

62,6

 32,6 30

26

ООО «Судоремонт-Запад»

30,5

 __ __

27

ФГУП "Нацрыбресурс"

-

 __ 4,3

28

СПК «Рыболовецкий колхоз «За Родину»

4,4

4,6

5,2

 5,6 8,8

29

ФГУП «33 Судоремонтный завод»

338

251,8

45

 __ __

30

ФГУП «Калининградская портовая нефтебаза»

2413,7

 __ __

31

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (Топливно-грузовой комплекс)

1189,8

3062,2

3243,6

3144,3

2436,1

2036

2017,2

1068,7

 111,8 194,7

Итого

14571,3

15150,1

15624,8

15369

12363,1

13797,5

13352,2

12719,6

 6952,8 7686,4

Источник: [19].

Современные технические и инфраструктурные ограничения развития портового комплекса Калининградской области

К числу основных технических и инфраструктурных ограничений развития портового комплекса Калининградской области, относятся:

1. Ограничения, связанные с эксплуатацией Калининградского морского канала, инфраструктурные возможности которого позволяют проходить судам с осадкой лишь до 8 м. При этом мировой морской торговый флот развивается в направлении увеличения грузоподъемности судов и как следствие увеличения их осадки. Уже сейчас это инфраструктурное ограничение сказываться на объемах работы морского порта Калининграда, делая его недоступным для широкого класса судов эксплуатируемых в Балтийском море.

2. Проектная пропускная способность Калининградского морского канала по оценкам экспертов составляет 40 млн т в год, в 2017 году показатель работы портового комплекса региона составил 13,84 млн т, то есть около 35 % от проектной пропускной способности канала. В краткосрочной перспективе резкого роста показателей работы портового комплекса не ожидается, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе ограничения морского канала могут негативно отразиться на стратегии развития морского портового комплекса в регионе.

3. Серьезным инфраструктурным ограничением развития портового комплекса региона является физический износ большей части его основных технических мощностей, а также объектов морской инфраструктуры (дамбы, системы берегоукреплений, навигационное оборудование, причалы и пр.). Кроме расходов на текущее содержание (за период 2004—2011 гг. на содержание и ремонт государственного имущества затрачено 1,1 млрд руб., в том числе на дноуглубление — 978 млн руб.), требуются средства на замену или реконструкцию объектов морской инфраструктуры и производственных мощностей порта.

Значительную часть существующих инфраструктурных и технических ограничений развития морского портового комплекса региона, можно решить за счет строительства нового глубоководного порта, при условии реализации данного проекта в районе г. Балтийска или на западном побережье, южнее г. Янтарного (окончательно место строительства еще не утверждено). Ориентировочная стоимость проекта составляет 36,7 млрд руб., в том числе 8,5 млрд из федерального бюджета. Основные технические характеристики глубоководного порта представлены в таблице 2.


Таблица 2

Основные характеристики глубоководного морского порта, предлагаемого для строительства в Калининградской области

Характеристика

Итого

Грузооборот терминалов, входящих в состав глубоководного комплекса

Контейнерные грузы

Логистический центр

Генеральные грузы

Нефтепродукты

Грузооборот, млн т в год

127

65 + 54

1

3

4

Длина причальной линии, км

11,51

4,03+5,08

1,8

0,6

Площадь, га

630

520

30

20

60

Отметка дна, м

до – 17,0

– 17,7 / – 14,0

– 12,0

– 15,0

Ширина канала, м

280

280

Источник: [1].

ИНФРАСТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Эксплуатационная длина железных дорог региона (на 01.01.2017 года)

667,7 км

Протяженность электрифицированных дорог (на 01.01.2017 года)

81 км

Протяженность уникальной железнодорожной колеи (1435 мм)

104 км

Вспомогательные объекты железнодорожной инфраструктуры

3 железнодорожных узла; 45 линейных станций: 2 локомотивных и 1 вагонное грузовое депо

Эксплуатационная длина железной дороги Калининградской области — 667,7 км, из которых дороги шириной колеи 1520 мм (российская колея) — 626 км, 1435 мм (европейская) — 104 км, в том числе электрифицировано 81 км. В состав дороги входят 3 железнодорожных узла: Калининград, Черняховск и Советск; 45 линейных станций: 2 локомотивных и 1 вагонное грузовое депо.

Рисунок 6. Схема железных дорог Калининградской области

Источник: [4].


Дорога имеет пограничные железнодорожные переходы: с Литовской железной дорогой на ст. Советск и Кибартай, с Польскими железными дорогами на ст. Мамоново, Багратионовск и Железнодорожный. Железная дорога располагает контейнерными терминалами на ст. Калининград, Черняховск и на подъездном пути Морского торгового порта, обеспечивая подачу вагонов колеи 1520 мм на пограничную ст. Бранево в Польской Республике. В грузовом терминале на ст. Черняховск производится погрузка, выгрузка и перегрузка с колеи 1435 мм на колею 1520 мм (и обратно) грузов, в том числе крупнотоннажных. На ст. Дзержинская Новая действует пункт перестановки колесных пар с колеи 1520 мм на колею 1435 мм (и обратно); фронт одновременной перестановки — 4 вагона, производительность при круглосуточной работе 20—24 вагона в сутки.

Пропускная способность Калининградской железной дороги — около 25 млн т. Однако сегодня пропускные мощности дороги используются на 55 %. В 2016 году железная дорога перевезла 12,575 млн т грузов, 259 тыс. пассажиров дальнего следования и 3,03 млн пассажиров пригородного сообщения.

Рисунок 7.Схема поездопотоков (графиковых и существующих) на Калининградской железной дороге

Источник: [5].


По своей специфике железная дорога Калининградской области является выгрузочной — объем переработки экспортно-импортных грузов от общего грузооборота составляет 85 %. Основной объем перевозки внешнеторговых грузов осуществляется через морские пограничные переходы по станциям: Калининград, Балтийск и Балтийский Лес. Основные грузы, перевозимые дорогой, — нефть и нефтепродукты, удельный вес которых — 50 %, (рост за 4 года в 5 раз), черные металлы — 16 %, химические и минеральные удобрения — 6 %, лесные — 5 %, кокс, строительные, уголь — 4 %.

Для эффективной организации грузоперевозок по железным дорогам в регионе формируется два крупных терминально-складских комплекса в Калининграде и Черняховске.

Рисунок 8. Производственные участки Калининградской железной дороги по управлению терминально-складскими комплексами

Источник: [5].


Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры Калининградской области


1. Одно из приоритетных направлений деятельности Калининградской железной дороги — развитие в черте Калининграда железнодорожных пассажирских перевозок, что позволило бы частично разгрузить автомобильное сообщение в городе. В качестве эксперимента в 2011 году в Ленинградском районе города была построена платформа и открыт остановочный пункт «Сельма» [6], пассажиропоток через который составляет в среднем 1,4 тыс. человек в сутки, что говорит о рентабельности и востребованности данного проекта. Вместе с тем Калининградская железная дорога в августе 2012 года подготовила Стратегию развития пригородного железнодорожного сообщения в Калининградской области на период до 2020 года [7]. Постановлением правительства Калининградской области от 19 ноября 2012 года № 857 она было одобрена. В Стратегии определены приоритетные направления развития пригородного железнодорожного сообщения в Калининградской области.

2. Второе приоритетное направление развития железных дорог региона — организация пассажирских железнодорожных перевозок по маршруту город Калининград — аэропорт Храброво. Предполагается, что время в пути по этому маршруту будет составлять 30 минут, а ежедневный объем пассажиров будет достигать 3 тыс. человек. Организация такого маршрута предполагает создание отдельного терминала для аэроэкспресса, курсирующего в направлении Храброво [8]. В настоящее время в ОАО РЖД рассматриваются и предварительно оцениваются различные варианты технической организации сообщения Калининград — аэропорт Храброво.

3. Для повышения грузовых возможностей ключевой задачей в развитии региональной железнодорожной системы считается строительство северного железнодорожного обхода Калининграда в направлении порта Балтийск. Стоимость проекта оценивается в 8 млрд рублей, сроки его реализации — 2016—2030 годы. Строительство будет осуществляться в рамках государственной стратегии развития железнодорожного и портового комплекса Калининградской области [9]. Северный обход Калининграда протяженностью более 50 км позволит разгрузить областной центр, и даст возможность дальнейшего развития мощностей грузового порта Балтийск. В настоящее время практически весь поток нефтеналивных и других опасных грузов, предназначенный для городов Балтийск и Светлый, перерабатывается станцией Калининград сортировочный, расположенной в центре города. По этой причине Калининграда не имеет резервов для дальнейшего инфраструктурного развития.

Таблица 1.

Автодорожная инфраструктура

Автомобильные дороги

Эксплуатационная длина автомобильных дорог (2012 год), всего

В том числе:

6882,3 км

С твердым покрытием

6649,4 км

Из них:


Федерального значения

203,8

Регионального и межмуниципального значения

4480,4

Местного значения

1965,2

Число действующих АЗС

149


Общая протяженность автомобильных дорог Калининградской области 6882,3 км, в том числе федерального значения 203,8 км, регионального и межмуниципального значения 4456,4 км, находящихся в собственности муниципальных образований — 2222,1 км. Плотность сети автомобильных дорог области составляет 308,1 км на 1000 км2 территории и значительно превышает среднероссийский уровень (67 км/тыс. км2). Все дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения региона имеют твердое покрытие и насыщены искусственными сооружениями, мостами, путепроводами, водопропускными трубами. Всего на автомобильных дорогах общего пользования числится 686 мостов и 4777 водопропускных труб.

К дорогам федерального значения, проходящим по территории области, относятся:

1. Автомобильная дорога Гвардейск — Неман — граница с Литвой протяженностью 62 км (российский номер дороги А216, номер европейской классификации — Е 77)

2. Автомобильная дорога Калининград — Черняховск — Нестеров — граница с Литвой, протяженностью 146 км (российский номер дороги А229, номер европейской классификации — Е 77/Е28).

Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения в России по своим транспортно-эксплуатационным характеристикам делаться на семь классов (табл. 1).

Таблица 2.

Основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог

Параметры элементов автомобильной дороги

Класс автомобильной дороги

Автомагистраль

Скоростная автомобильная дорога

Обычная автомобильная дорога (нескоростная)

II

III

IV

V

Общее число полос движения, штук

4 и более

4 и более

4 и более

4, 2

2

2

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,5—3,75

3,5—3,75

3,25—3,5

3—3,25

3,5—4,5

Ширина обочины (не менее), м

3,75

3,75

3,25—3,75

2,5—3

2—2,5

1,5—2

1—1,75

Ширина разделительной полосы, м

6

5

5

Пересечение с автомобильными дорогами

В разных

уровнях

В разных

уровнях

Допускается пересечение в одном уровне с автомобильными дорогами со светофорным движением не чаще 5 км

В одном

уровне

В одном

уровне

В одном

уровне

В одном

уровне

Пересечение с железными дорогами

В разных

уровнях

В разных

уровнях

В разных уровнях

В разных

уровнях

В разных

уровнях

В одном

уровне

В одном

уровне

Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровне

Не допускается

Допускается

не чаще 5 км

Допускается

не чаще 5 км

Допускается

Допускается

Допускается

Допускается

Максимальный уровень загрузки дороги движением [3]

0,6

0,65

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

Источник: [10].


В Калининградской области протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по категориям следующая:

  • · I категории — 52,4 км,
  • · II категории — 127,4 км,
  • · III категории — 1206,1 км,
  • · IV категории — 2045,1 км,
  • · V категории — 1049,9 км

Протяженность автомобильных дорог разного класса в разрезе муниципальных образований Калининградской области представлена в таблице 2.


Таблица 3

Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по категориям по состоянию на 01 января 2014 года, км

Местоположение автодороги

Категории автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения

Всего

I

II

III

IV

V

Багратионовский муниципальный район, к западу от автодороги «Калининград — Мамоново-II (пос. Новоселово) — граница Республики Польша»

39,5

56,0

145,9

16,3

257,7

Багратионовский муниципальный район, к востоку от автодороги «Калининград — Мамоново-II (пос. Новоселово) — граница Республики Польшa»

7,9

56,2

128,7

44,7

237,5

Гвардейский район

111,5

94,0

94,4

299,9

Гусевский городской округ

87,0

121,3

45,1

253,4

Гурьевский городской округ

76,4

12,0

115,2

57,6

261,2

Зеленоградский район, к западу от автодороги «Калининград — Зеленоградск»

83,6

73,9

68,6

226,1

Зеленоградский район, к востоку от автодороги «Калининград — Зеленоградск»

67,0

83,8

60,9

211,7

Краснознаменский муниципальный район

107,8

70,7

99,9

278,4

Неманский муниципальный район

49,7

119,3

104,5

273,5

Нестеровский район

3,6

49,6

148,3

125,3

326,8

Озёрский район

78,2

119,1

74,4

271,7

Полесский муниципальный район

111,1

146,1

65,5

322,7

Правдинский район

195,2

266,5

35,1

496,8

Славский муниципальный район

69,6

197,2

90,0

356,8

Черняховский муниципальный район

71,6

215,1

67,6

354,3

Зеленоградский район, автомобильная дорога «Калининград — Зеленоградск» с подъездом к аэропорту Храброво (I очередь строительства кольцевого маршрута)

26,7

26,7

IV очередь кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкция Северного и Южного обходов г. Калининграда — автомобильная дорога от подъезда к г. Светлогорску до подъезда к г. Зеленоградску

25,7

25,7

Итого

52,4

127,4

1206,1

2045,1

1049,9

4480,9

Источник: [11].


Автомобильные дороги I категории в Калининградской области построены относительно недавно в рамках создания скоростного автомобильного кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны. На 1 января 2014 года в эксплуатацию сдано два участка (I и IV очереди) данного маршрута общей протяженностью 52,4 км.

Рисунок 9. Схема кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны

Источник: [12].


Первая очередь скоростной кольцевой автодороги (Калининград — Зеленоградск с подъездом к аэропорту Храброво) была построена в период с октября 2008 по 2014 год. Протяженность участка — 26,7 км, количество полос движения — 4, ширина земляного полотна — 28,5 м, расчетная скорость движения — 120 км/ч.

Четвертая очередь скоростной кольцевой автодороги (на участке Зеленоградск — Светлогорск с подъездом к г. Пионерскому) строилась с октября 2010 года по конец 2011 года. Протяженность участка — 25,7 км, количество полос движения — 4, расчетная скорость движения — 120 км/ч.

Наряду со строительством скоростного кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны в 2013—2014 годах возводились объекты автодорожной инфраструктуры.

Рисунок 10. Строительство автомобильных дорог в 2013—2014 годах

Источник: [13].


Несмотря на реконструкцию и ввод в эксплуатацию новых объектов автодорожной инфраструктуры в Калининградской области, сеть автомобильных дорог региона характеризуется неудовлетворительным техническим состоянием, что выражается в следующем:

— значительное количество перевозок по автомобильным дорогам в Калининградской области осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к разрушению и преждевременному износу автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

— основная доля автомобильных дорог в области имеет по одной полосе движения в каждом направлении, менее 1 % дорог от общей протяженности дорог имеют многополосную проезжую часть, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств;

— по состоянию на 01.01.2012 года 181 мост (26,4 %), располагающийся на автомобильных дорогах находится в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 91-м сооружении состояние не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта;

— часть автомобильных дорог общего пользования транзитные и проходят по территории городов и других населенных пунктов Калининградской области, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков и росту численности дорожно-транспортных происшествий;

— около 70 % протяженности автомобильных дорог в регионе не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий;

— опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах в области по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети дорог Калининградской области.

Для повышения эксплуатационных и технических характеристик дорожной инфраструктуры региона Правительство Калининградской области утвердило целевую программу «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Калининградской области на 2013—2018 годы» (постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2012 года № 1046) (с изм. от 15 мая 2014 года).

Согласно данному документу в период с 2013 по 2018 год на совершенствование дорожной инфраструктуры региона выделено 26,4 млрд. рублей. В результате к 2018 году планируется реконструировать 132 км и построить 86,2 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, увеличив их протяженность до 4604,95 км.


Инфраструктура воздушного транспорта региона


Основной объект инфраструктуры гражданской авиации Калининградской области — аэропорт Храброво, расположенный в 17 км северо-восточнее г. Калининграда.

Аэродром аэропорта Храброво относится к классу «В» по действующей в РФ классификации аэродромов гражданской авиации (НГЭА) и соответствует кодовому обозначению «4D» по стандарту Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Аэродром располагает одной взлетно-посадочной полосой с искусственным покрытием размером 2500 × 45 м.

Текущая пропускная способность аэродрома аэропорта Храброво составляла не более 10—11 взлетов / посадок в час, на аэродроме эксплуатируются следующие типы воздушных судов: ИЛ-76ТД, ИЛ-76Т, ТУ-154, ТУ-204, ТУ-204-100, ТУ-214, A-320-100, A-320-200 (ACN = 26), A-320-200 (ACN = 48), В-737-200, В 737-300, В 737-400, В 737-500, В-757-200, ИЛ-18, АН-12, ЯК-42, ТУ-134 и классом ниже. Пропускная способность аэровокзала аэропорта Храброво на начало 2014 года — 400 пассажиров в час.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)» подпрограммы «Гражданская авиация» [14] предусмотрена реконструкция и развитие аэропорта Храброво планируется удлинить и усилить взлетно-посадочную полосу, оснастить ее радиотехническими средствами посадки, светосигнальным и метеооборудованием, построить дополнительные места стоянок и рулежные дорожки (рис. 1). Реконструированный аэродром сможет принимать воздушные суда повышенной грузоподъемности и дальности полета, а также расширить возможности по количеству принимаемых и выпускаемых воздушных судов. Увеличение длины и ширины взлетно-посадочной полосы с 2500 и 45 м соответственно до 3350 и 45 м обеспечит аэродрому Храброво соответствие требованиям норм НГЭА, предъявляемым к аэродромам класса «Б» по (НГЭА) и «4E» (по рекомендациям ИКАО), что позволит эксплуатацию расчетных типов воздушных судов Ил-96-300, Ту-154, Ил-76, а также иностранных воздушных судов подобного класса типа В-747-200, В-757, В-767-200, В-737, А-320 и воздушных судов классом ниже. Кроме этого, реконструкция аэродрома в предлагаемых параметрах позволит увеличить его пропускную способность в три раза (с 10—11 до 34 взлетов-посадок/час). Пропускную способность аэровокзального комплекса предполагается довести до 2 тыс. пассажиров в час (с существующих 1,1—1,2 млн. пассажиров в год до 5 млн. пассажиров в год).

Рисунок 11. Схема развития аэродромных объектов аэропорта Храброво

Источник: [13].


Рисунок 12. Прогнозируемые технические характеристика аэропорта Храброво после реконструкции

Источник: [13].

Таблица 4.

Транспортная инфраструктура обеспечения внешних связей региона

Число установленных пунктов пропуска через государственную границу, всего

22

В том числе:


Автомобильные

11

Железнодорожные

6

Воздушные

1

Морской

1

Речной

3

На территории Калининградской области установлены 22 международных пункта пропуска, из них функционируют 16 пунктов пропуска:

  • — 8 автомобильных;
  • — 5 железнодорожных;
  • — 1 морской;
  • — 1 речной;
  • — 1 воздушный.

Рисунок 13. Схема установленных пунктов пропуска через государственную границу Калининградской области

Источник: [15].


К нефункционирующим пунктам пропуска относяться три автомобильных пункта пропуска (Железнодорожный, Крылово, Советск-2 (Дубки)), один железнодорожный (Железнодорожный), два речных (Советск — Русне, Советск — Юрбаркас).

В 2013 году госграницу пересекли свыше 9 млн человек, что на 36 % больше, чем в 2012 году, автотранспортных средств 4 751 643 единиц, что на 28 % больше, чем в предшествующем году [16].

На российско-польском участке госграницы общая проектная пропускная способность автомобильных пунктов пропуска составляет 6700 транспортных средств в сутки (табл. 1), фактическая пропускная способность составила 10 406 транспортных средств в сутки (загруженность 155 %). Постоянное увеличение пропускной способности пунктов пропуска на данном направлении связано с реализацией Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения. Положительная динамика пропускной способности наблюдается на всех автомобильных пунктах пропуска только по легковому направлению. Превышение среднесуточной фактической пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на российско-польском участке госграницы составляет: в МАПП Мамоново — в 5 раз (507 %); в МАПП Багратионовск — в 3,3 раза (327 %); в Мамоново — Гжехотки — в 1,3 раза (132 %); в Гусев — в 1,7 раза (174 %).


Таблица 5.

Проектная пропускная способность транспортных средств в пунктах пропуска, расположенных на российско-польском участке государственной границы Российской Федерации

Пункт пропуска

Вид транспортных средств

Проектная пропускная способность, в сутки

МАПП Багратионовск

Грузовой транспорт

200

Легковой транспорт

900

Автобусы

100

Итого

1200

МАПП Мамоново

Грузовой транспорт

Не установлена

Легковой транспорт

450

Автобусы

50

Итого

500

МАПП Гусев

Грузовой транспорт

175

Легковой транспорт

750

Автобусы

75

Итого

1000

МАПП Мамоново-2

Грузовой транспорт

1250

Легковой транспорт

2600

Автобусы

150

Итого

4000


Всего

6700

Источник: [17].

На российско-литовском участке госграницы Российской Федерации общая проектная пропускная способность пунктов пропуска составляет 3 900 транспортных средств в сутки (табл. 2), фактическая пропускная способность составила 2 720 транспортных средств в сутки (загруженность 70 %). В то же время в МАПП Чернышевское наблюдается устойчивое превышение проектной мощности (в среднем на 10 %) по грузовому направлению.

Таблица 6

Проектная пропускная способность транспортных средств в пунктах пропуска, расположенных на российско-литовском участке государственной границы Российской Федерации

Пункт пропуска

Вид транспортных средств

Проектная пропускная способность, в сутки

МАПП Чернышевское

Грузовой транспорт

300

Легковой транспорт

1150

Автобусы

50

Итого

1500

МАПП Советск

Грузовой транспорт

2000

Легковой транспорт

Автобусы

Итого

2000

МАПП Морское

Грузовой транспорт

200

Легковой транспорт

Автобусы

Итого

200

ДАПП Пограничный

Грузовой транспорт

70

Легковой транспорт

120

Автобусы

10

Итого

200


Всего

3900

Источник: [17].

Также общий рост на 10 % фактической пропускной способности наблюдается на железнодорожных пунктах пропуска (553 845 вагонов / 504 483 вагонов) и на 24 % выросло число транспортных средств в морском пункте пропуска Калининград.

В воздушном пункте пропуска Калининград (Храброво) сократилось на 2 % (3026 судов / 3099 судов) количество воздушных судов, проследовавших через госграницу РФ.


Приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры обеспечения внешних связей регион


1. Одной из приоритетных задач в развитии приграничной транспортной инфраструктуры является строительство установленного в марте 2013 г. автомобильного грузо-пассажирского многостороннего пункта пропуска Дубки — Рамбинас (на период 2014—2019 годы). Завершение строительства автомобильного пункта пропуска Дубки и объездной дороги вокруг г. Советска позволит вывести за пределы города транспортные потоки, существенно затрудняющие движение и негативно влияющие на экологическое состояние окружающей среды, а также равномерно распределить нагрузку на пункты пропуска на данном направлении.

2. Формирование сети речных пунктов пропуска в регионе, первым из которых стал, открытый в июне 2013 года речной пункт пропуска Рыбачий — Нида, функционирующий по временной схеме. В заявительном порядке осуществляется государственный контроль прогулочных судов и яхт.

3. В ближайшем будущем планируется модернизировать ряд пунктов пропуска через государственную границу, а именно:

  • — воздушный пункт пропуска Калининград (Храброво);
  • — автомобильный (пешеходная часть) пункт пропуска Чернышевское — Кибартай;
  • — автомобильный пункт пропуска Багратионовск — Безледы;
  • — автомобильный пункт пропуска Мамоново — Гжехотки;
  • — автомобильный пункт пропуска Гусев — Голдап.

Логистическая инфраструктура и потенциал Калининградской области


Анализ логистической инфраструктуры региона произвести без применения дополнительного исследовательского инструментария, не представляется возможным, так как оперативная информация, в том числе и статистические данные, отсутствуют в свободном доступе. Для проведения подобных исследований, необходимо обеспечить приобретение независимых аналитических данных (например [18]) или обеспечить заказ на их разработку, что позволит проводить не ретроспективный анализ, а изучить современную ситуацию в сфере логистической инфраструктуры. Также для анализа ситуации в сфере логистической инфраструктуры целесообразно использовать социологический инструментарий: экспертное интервьюирование, анкетирование хозяйствующих субъектов занятых в сфере логистической инфраструктуры).

[2] Официальный сайт филиала ФГБУ «АМП Балтийского моря» в морском порту Калининград. URL: http://www.mapkld.ru/statistics/ (дата обращения: 22.09.2014).
[6] Официальный сайт ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компаний». URL: http://www. kppk39.ru/2013/10/01 (дата обращения: 22.09.2014).
[8] На Северном вокзале Калининграда появится многофункциональный транспортно-торговый комплекс // Интернет-сайт «Kaliningrad.net». URL: www.kaliningrad.net (дата обращения: 22.09.2014).
[9] РЖД вложит 8 млрд руб. в строительство северного обхода Калининграда в направлении порта Балтийск // Интернет-сайт «LogistIcon». URL: www.logistika.mcsaka.ru (дата обращения: 22.09.2014).
[10] О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 28.09.2009. № 767. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_92016/ (дата обращения: 22.09.2014).
[11] О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2012 года: постановление Правительства Калининградской области от 15 мая 2014 года № 284 / Официальный сайт Государственного казенного учреждения Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области». URL http://www. dor39.org/start/municipalnym-obrazovaniam (дата обращения: 22.09.2014).
[12] Стратегия развития транспортного комплекса Калининградской области. URL: http://www.myshared.ru/slide/749552/ (дата обращения: 22.09.2014).
[14] Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)». URL: http://www.ppp-transport.ru/rts2020/fcp%202020/ (дата обращения: 22.09.2014).
[15] Официальный сайт Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой). URL: http://www.rosgranstroy.ru/branch/list/kaliningrad/?type=433#list (дата обращения: 22.09.2014).
[16] Доклад руководителя КТУ Росграницы Виктора Кудрявцева «Об итогах деятельности КТУ Росграницы за 2013 год». Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. URL: http://test131.artwell.ru/en/pressa/statement/8689 (дата обращения: 22.09.2014).
[18] Обзор рынка производственно-складской недвижимости Калининградской области, IV кв. 2010 г. URL: http://www.loglink.ru/research_parse_xml_php/research.php?parent=rubricator&child= getresearch&id=6833 (дата обращения: 22.09.2014).
[19] Выступление Начальника Калининградского управления Северо-западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт А.Н. Мошкова в рамках Балтийского транспортного форума (7-8 сентября 2017 г.). Раздаточный материал.
[1] В этом случае морской порт Калининграда территориально разделяют на Прегольский, Светловский и Балтийский грузовые районы, а также удаленный морской терминал Пионерский.
[2] Каботаж — термин, использующийся в значении «плавание коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс». Изначально под понятием «каботаж» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море. Так как в настоящее время почти во всех странах каботаж является исключительным правом торгового флота этих стран, то «мореходный» каботаж стал равен «юридическому». То есть нередко употребляющие термин «каботажное плавание» подразумевают под ним «плавание без выхода за границы страны». Различают большой каботаж (перевозку грузов и пассажиров между портами разных морей) и малый каботаж (перевозки между портами одного и того же моря).
[3] Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.