Развитие региона в 2010-2012 годах

Экономика эксклавной Калининградской области отличается неустойчивостью, «хрупкостью», большими колебаниями динамики экономического и социального развития под воздействием (в значительной степени) внешних факторов, таких как конъюнктура общероссийского и мирового рынка, с одной стороны, и действие закона об Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области – с другой. Дополнительным фактором, снижающим устойчивость регионального развития, становится приближающаяся отмена таможенных льгот Особой экономической зоны с 1 апреля 2016 года.

В условиях, характеризующихся значительной неопределенностью среды принятия решений, важнейшей задачей является обеспечение высоких темпов экономического роста Калининградской области и устойчивого состояния региона за счет формирования и изменения источников его конкурентных преимуществ.

Особенно актуально формирование сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа и достижение уровня социального и экономического развития Калининградской области, обеспечивающего экономическую безопасность и реализацию стратегических интересов Российской Федерации в мировом сообществе.

Современная экономическая модель хозяйствования в регионе нуждается в модернизации. Об этом свидетельствуют системные проблемы экономического характера, которые не удалось решить за истекшие годы, несмотря на сравнительно быстрое преодоление последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 годов.

Сохраняет актуальность повышение уровня и качества жизни населения. Реформирование систем здравоохранения, образования, сферы социальной защиты населения, ЖКХ позволило достичь определенные положительные результаты, однако проблема доступности и качества социальных услуг в регионе сохраняется.

Эксклавное положение области требует проведения четкой и сбалансированной политики со стороны региональных и федеральных органов власти. Так, необходимо создание качественно новой системы управления, которая применяла бы как общие для страны, так и специфические для эксклавной территории формы и методы государственного регулирования. Требуется повышение эффективности бюджетной и налоговой систем, обеспечение информационной прозрачности региональной власти. Следует усилить роль депутатского корпуса, региональных отделений политических партий, общественных организаций в разработке региональной социально-экономической политики и контроле за ее проведением в жизнь.

Об экономическом развитии региона

Экономическое развитие Калининградской области в 2008-2013 годах, несмотря на достигнутые положительные структурные сдвиги, можно охарактеризовать как крайне неравномерное, с резкими изменениями в интенсивности протекающих хозяйственных процессов.

Рост валового регионального продукта (ВРП) в Калининградской области за последние пять лет – в 2012 году по сравнению с 2007 годом – составил всего 112,9%. Помимо невысоких темпов динамика РВП характеризуется сильной неустойчивостью (рисунок 1).

 Рисунок 1. Индекс физического объема и динамика ВРП Калининградской области в 2008-2012 годах

Источник: [17].

Следует также иметь в виду, что величина валовой добавленной стоимости, приходящаяся на 1 жителя Калининградской области, остается на более низком уровне, чем в среднем в РФ и Северо-Западном федеральном округе, и составила в 2012 году 278,3 тыс. рублей (справочно: в России – 348,6 тыс. рублей, в СЗФО – 384,2 тыс. рублей) [17].

Динамика основных экономических показателей в 2008-2013 годах во многом была обусловлена влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов на экономику Калининградской области и России в целом. Причём в регионе это влияние оказалось более существенным в сравнении с другими субъектами России ввиду преобладания в структуре ВРП Калининградской области видов экономической деятельности, наиболее зависимых от конъюнктурных и институциональных изменений: оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и оказание услуг, транспорт и связь и др. (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура валовой добавленной стоимости Калининградской области по видам экономической деятельности в 2008-2012 годах, %

Источник: [8].

Наибольший вклад в формирование валовой добавленной стоимости Калининградской области обеспечивают обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, торговля, транспорт и связь, строительство. При этом если в 2012 году по сравнению с 2008-м доля обрабатывающих производств и операций с недвижимым имуществом существенно выросла – с 18,0 до 22,2% и 8,5 до 17,2% соответственно, то удельный вес добычи полезных ископаемых, оптовой и розничной торговли, строительства, транспорта и связи уменьшился.

Особенность развития экономики Калининградской области – ее экстенсивный характер: рост происходит за счет ввода новых производственных мощностей и создания дополнительных рабочих мест. Это требует привлечения в экономику дополнительных финансовых вложений без соответствующего увеличения капиталоотдачи уже накопленных инвестиций. Режим Особой экономической зоны 2006 года, направленный на формирование экспортно-ориентированной модели экономики с преобладанием крупных инвестиционных проектов, только усилил зависимость региональной экономики от финансовых вливаний извне. Комплекс новых условий хозяйствования в регионе совместно с моделью импортозамещения, сформированной ранее на основе режима ОЭЗ-1996, обусловили низкую производительность труда, а также недостаточно высокие темпы инновационного развития и материально-технического оснащения производств.

Таблица 1

Отдельные показатели социально-экономического развития Калининградской области в сравнении со среднероссийскими значениями

Показатель

Объекты сравнения

2008

2009

2010

2011

2012

Производительность труда (валовая добавленная стоимость на 1 занятого), тыс. рублей

КО

376,7

369,6

415,2

510,9

555,1

Россия

581,3

559,1

662,2

789,9

869,6

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

КО

9,6

2,8

0,1

0,2

0,3

Россия

5,1

4,5

4,8

6,3

8,0

Инновационная активность организаций, %

КО

5,1

5,5

3,2

3,3

5,1

Россия

9,4

9,3

9,5

10,4

10,3

Степень износа основных фондов, %

КО

31,1

31,8

33,1

30,3

31,5

Россия

43,6

44,3

45,7

46,3

45,9

Фондовооруженность (стоимости основных фондов на одного занятого), тыс. рублей

КО

638,7

755,1

844,4

948,2

1063,3

Россия

1048,4

1185,7

1332,5

1524,2

1695,0

Источник: [8].

Сегодня область значительно отстает от среднероссийских показателей, особенно по производительности труда (отношение валовой добавленной стоимости в расчете на 1 занятого) и фондовооруженности (стоимость основных фондов в расчете на 1 занятого). Последний показатель в регионе по состоянию на 2012 год составляет только 62% от среднего показателя по России, а степень износа основных фондов превышает 31%. Относительные показатели инновационной активности предприятий области и доли инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг также незначительны.

Низкая производительность труда стала следствием формирования структуры экономики на основе стимулирующей роли режима ОЭЗ-1996. Этот режим не требовал от хозяйствующих субъектов модернизации производства. Наращивание выпуска продукции происходило за счет экстенсивного развития – привлечения дополнительных ресурсов (сырье и комплектующие, рабочая сила, производственное оборудование и т.д.). В регионе на основе ускоренного роста импорта сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий стали быстро развиваться промышленные производства, основанные на частичном импортозамещении: производство транспортных средств, электронного и электрооборудования, мясоперерабатывающие, мебельные и др. В результате некоторые из них, в частности, производители транспортных средств и оборудования (судостроение и автомобилестроение), обеспечивают более половины всего объема отгруженных товаров обрабатывающих производств [5]. В 2013 году отмечен также рост объемов производства машин и оборудования, пищевых продуктов (рисунок 3). Этому способствовала и реализация принятой в 2011 году Концепции развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года, а также утвержденных постановлениями Правительства РФ Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года и Государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». Предусмотрена государственная поддержка приоритетных видов деятельности, в том числе создание условий для привлечения инвестиций (сопровождение и инфраструктурная поддержка крупных инвестиционных проектов), формирование промышленных кластеров (строительство Прибалтийского межрегионального судостроительного кластера в Калининграде, биологического кластера «Поликомплекс» в Правдинском районе, автомобильного кластера в Калининграде и др.), развитие государственно-частного партнерства, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и др. [5],[12].

Однако резервы роста хозяйственной модели, основу которой составляют таможенные преференции, невелики.

Рисунок 3. Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг по обрабатывающим производствам, %

Источник: [8],[18].

Следует также учитывать, что импортозамещение в Калининградской области было направлено не на внутренний региональный рынок, а на общероссийский рынок, где продукция эксклавного региона получала ценовые преимущества, но нередко уступала по качеству, что стало результатом технической и технологической «отсталости» региона. В условиях, когда экономика региона оказалась «сдавлена» с одной стороны мощным рынком ЕС, а с другой – рынком основной части России, стратегическое развитие Калининградской области стало определяться сменой внутриэкономических, а также внешнеполитических и внешнеэкономических условий.

Установление режима ОЭЗ-2006 стимулировало экономический рост. Однако наибольшими темпами продолжали развиваться импортозамещающие производства в связи с установлением переходного периода до 2016 года, сохраняющего льготы в отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с режимом ОЭЗ-1996 [15]. Решить задачу углубления специализации и увеличения доработки импортных сырья и комплектующих за счет расширения производственных и технологических операций и создания новой экономической модели в условиях действия закона ОЭЗ-2006 пока так и не удалось.

Изменения в структуре региональной экономики определили уровень инвестиционной и деловой активности в регионе. В течение 2008-2013 гг. поступление инвестиций в основной капитал экономики Калининградской области было неравномерным: после существенного снижения объемов инвестиций в 2009 году наметилась медленная положительная динамика, перешедшая, однако, опять в спад в 2013 году (рисунок 4). В 2012 году объемы привлекаемых в регион инвестиций более чем в 2 раза превышали среднероссийские показатели, но в расчете на одного жителя область существенно уступала среднему значению по России (75449 рублей в Калининградской области против 87770 рублей в России) [25].

Рисунок 4. Динамика инвестиции в основной капитал Калининградской области в 2008-2013 годах

Источники: [6],[8].

За рассматриваемый период были существенно усовершенствованы механизмы и расширен комплекс подходов к управлению процессами инвестирования в регионе: это и собственно действие режима ОЭЗ, а также экономическое программирование, государственные заказы и привлечение бюджетных средств, консультационная и государственная поддержка инвестиций через бюджетное кредитование, предоставление государственных гарантий, поддержка Правительством Калининградской области деятельности Северо-Западного центра венчурных инвестиций (СЗЦВИ) и др. Однако применяемых мер по улучшению инвестиционного климата оказалось недостаточно, особенно для обеспечения перехода к интенсивному пути социально-экономического развития Калининградской области инновационного типа и создания новых конкурентных преимуществ региона.

Промышленность

Реализация крупных зональных проектов в Калининградской области способствовала росту промышленного производства (рисунок 5). В 2008-2013 годах в регионе вступили в строй такие промышленные предприятия, как ООО «Арви НПК», ООО «Роскон», АО НПО «ЦТС», ООО «Пранкор», ООО «Домостроительный комбинат “Белый ключ”», комбинат корпорации «Союз», ООО «Пятый элемент», ООО «Группа компаний “Атлантис”», ООО «Амеко-Калининград», ООО «Продукты питания», ЗАО «Алко-Нафта», ООО «Первая картонажная фабрика», ООО «Отечественный продукт», GS Nanotech, ООО «Сибирский деликатес Калининград», ООО «Калининградский деликатес», полный цикл производства легковых автомобилей KIA Sorento компании «Автотор» и др.

При этом темпы развития в регионе существенно превышали среднероссийские показатели, и только в последние два года (2012-2013) наметилось снижение темпов промышленного производства в регионе.

Рисунок 5. Объем промышленного производства предприятий Калининградской области в текущих ценах и индексы промышленного производства в регионе и России в 2008-2012 годах

Источники: [8],[18].

Увеличение объемов промышленного производства происходило в основном за счет роста произведенной продукции обрабатывающими предприятиями: удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами вырос с 86,6% в 2008 году до 89,6% в 2013-м (рисунок 6).

Рисунок 6. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами в работ и услуг Калининградской области, млн рублей

Источники: [8],[18].

Агропромышленный комплекс

На протяжении 2008-2013 годов развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом оставалось одной из главных «болевых точек» регионального хозяйственного комплекса.

Для повышения эффективности сельского хозяйства области, обеспечения устойчивого роста производства, создания условий для привлечения инвестиций в АПК, повышения занятости и уровня жизни сельского населения, а также для решения проблем, связанных со вступлением России в ВТО, реализуется Государственная программа «Развитие сельского хозяйства», утвержденная постановлением Правительства Калининградской области № 28 от 27 января 2014 года, и ряд целевых программ:

· Вовлечение в оборот не используемых по целевому назначению земель сельхозназначения Калининградской области на период 2011-2016 годов;

· Развитие мясного скотоводства Калининградской области на 2012-2014 годы;

· Развитие молочного скотоводства Калининградской области в 2014-2016 годах;

· Развитие клеточного пушного звероводства в Калининградской области на 2013-2015 годы;

· Развитие овцеводства и козоводства в Калининградской области на 2013-2015 годы;

· Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Калининградской области на 2012-2016 годы;

· Поддержка начинающих фермеров Калининградской области на период 2012- 2014 годов;

· Развитие семейных животноводческих ферм в Калининградской области;

· Социальное развитие села Калининградской области на 2007-2013 годы;

· Система химической и биологической безопасности Калининградской области на 2012-2015 годы;

· Развитие садоводства, огородничества и дачного хозяйства Калининградской области на 2012-2016 годы;

· Осуществление эпизоотического мониторинга и предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Калининградской области на 2012-2015 годы.

Темпы сельскохозяйственного производства благодаря активной государственной поддержке в последние годы начали расти и в 2013 году достигли уровня 103,5% по отношению к предыдущему году (справочно: в 2012 году – 105,3%, а в 2010 и 2011 годах индекс составил всего 100,1%). После 2009 года рост, главным образом, обеспечивался наращиванием мощностей в животноводстве (рисунок 7). Этому, в частности, способствовала ориентация регионального сельскохозяйственного производства на формированиие и ускоренное развитие специализированного мясного скотоводства в рамках региональной программы «Развитие мясного скотоводства в Калининградской области на 2012-2014 годы».

Рисунок 7. Динамика производства продукции сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году

Источник: [6].

В АПК реализуется ряд значимых для экономики региона инвестиционных проектов в скотоводстве (ООО «Молочная фабрика», ООО «Калининградская мясная компания», ООО «Правдинское свинопроизводство», ООО «Прибалтийская мясная компания три», ООО «ЧКЗ Веедерн», Гурьевская птицефабрика, ООО «Новое Высоковское»); овощеводстве (ООО «Орбита-Агро); цветоводстве (ООО «Калинково»); мясопереработке (ООО «Отечественный продукт», ООО «Мираторг Запад», ООО «Сибирский деликатес Калининград»); переработке соевых бобов и рапса (ЗАО «Агропродукт», ГК «Содружество»); производстве томатных соусов и горчиц (ООО «Агропродукт»), комбикормов (ООО «БалтАгроКорм»), сахара (ООО «Славский сахар»), молочной продукции (агрохолдинг «Долгов и К», ООО «Залесье-Агро») и др.

В результате в 2011-2013 годах было привлечено инвестиций на сумму 21659,92 млн рублей, что в 3,7 раза больше уровня 2010 года (5 885,8 млн рублей).

Благодаря высоким темпам сельскохозяйственного производства и увеличению выпуска продукции удалось практически полностью покрыть потребности региона в таких продуктах, как зерно, картофель и яйцо. Однако уровень развития сельского хозяйства пока все еще недостаточен для удовлетворения потребностей населения в молоке и молочной продукции (обеспеченность - 56,4%), овощах (53,3%), мясе и мясных продуктах (50,8%), хлебопродуктах (59,6%.).

Кроме того, не решены проблемы социального развития сельских территорий, такие как доступность для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг. Продолжает увеличиваться разрыв и отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Это ведет к продолжению «обезлюживания» села и ограничивает возможности развития сельскохозяйственного производства на территории региона.

Транспорт

За рассматриваемый период в состоянии транспортной инфраструктуры региона наметились позитивные сдвиги. В конце 2010 года был открыт международный автомобильный пункт пропуск Мамоново-2 – Гжехотки (российско-польский участок государственной границы РФ в Калининградской области), а в июне 2013 года в поселке Рыбачий Зеленоградского района начал функционировать речной пункт пропуска через государственную границу. С 2013 года активно ведутся работы по реконструкции здания аэровокзального комплекса аэропорта Храброво. Значительным изменились в лучшую сторону автомобильные дороги региона: в 2010 году завершено строительство Южного обхода Калининграда, что позволило открыть международное движение в направлении Гжехотко (Польша), в 2012 году завершен очередной этап строительства кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны. Реконструкция коснулась и части дорог, связывающих территорию региона с Литовской Республикой в районе города Советска.

Региональным властям удалось добиться повышения доступности воздушных перевозок для жителей области посредством федерального субсидирования пассажирских авиаперевозок на маршрутах, связывающих региональный центр с российскими городами федерального значения. Так, по состоянию на конец июля 2013 года было перевезено 68 тыс. пассажиров и продано более 128 тыс. льготных авиабилетов, тогда как двумя годами ранее общее количество граждан, воспользовавшихся перевозкой по специальному тарифу, не превышало 3 тыс. человек.

Несмотря на достигнутые результаты, состояние транспортной инфраструктуры и транспортно-логистического комплекса все еще не отвечает современным потребностям экономики области и не соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития как эксклавного региона, так и хозяйственного комплекса России в целом.

С 2008 года объемы перевозки грузов по железной дороге в Калининградском направлении снижаются. Это происходит вследствие переориентации грузопотоков в другие порты России и зарубежных стран из-за более выгодных железнодорожных тарифов (высокие тарифы железных дорог по территории Беларуси и Литвы на транзит грузов приводят к значительному удорожанию общей стоимости перевозки). Из-за того, что до 70% общего объема железнодорожных перевозок грузов приходится на портовый комплекс региона, в переработке грузов портами области также произошел спад: в 2012 году она составила только 82,5% от уровня 2008 года. Снижение объемов грузоперевозок отмечается также и на воздушном сообщении.

По сравнению с 2008 годом произошло перераспределение пассажиропотоков в пригородном транспорте: значительно сократились пассажироперевозки железнодорожным транспортом, но выросли – автобусным.

Воздушный транспорт после пика развития в 2006-2008 годах в последующие пять лет снижал обороты, уменьшая численность перевозимых грузов и пассажиров. В первую очередь это обусловлено уходом в сентябре 2009 года с рынка после аннулирования сертификата эксплуатанта и последующего банкротства единственной калининградской авиакомпании «КД авиа», которая в 2008 году перевезла 1,36 млн человек (8-е место среди всех российских авиакомпаний) и 2,8 тыс. тонн грузов.

Таблица 2

Пассажирские и грузовые перевозки Калининградской области

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

Перевезено грузов


Железнодорожным транспортом общего пользования, млн т

19,8

14,1

17,2

16,8

15,5

Автомобильным транспортом общего пользования, млн т

1,0

1,5

1,9

1,7

1,6

Воздушным, тыс. т

4,5

3,3

3,6

3,3

Переработка грузов портовым комплексом, млн т

15,4

12,4

13,9

13,4

12,7

Перевезено пассажиров


Железнодорожным транспортом в дальнем следовании, млн чел.

0,64

0,57

0,60

0,54

0,56

Железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, млн чел.

5,64

4,92

2,55

2,66

Воздушным транспортом, млн чел.

1,87

1,25

1,02

1,23

1,19

Автобусами, млн чел.

12,36

20,32

16,54

15,29

16,20

В том числе:


внутригородскими автобусами, млн чел.

10,60

13,09

11,02

11,77

12,31

автобусами пригородного сообщения, млн чел.

1,17

6,12

5,35

3,32

3,78

междугородними автобусами, млн чел.

0,59

1,11

0,18

0,20

0,11

международными автобусами, млн чел.

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Источники: [2],[11],[21],[22],[23].

Топливно-энергетический комплекс

Самым важным событием для развития топливно-энергетического комплекса региона стал ввод в эксплуатацию второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация» в конце 2010 года. Это увеличило общую электрическую мощность станции до 875 МВт и позволило региону выйти на полное самообеспечение электроэнергией (рисунок 8).

Рисунок 8. Динамика индекса по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в процентах к предыдущему году

Источник: [6].

После ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей электроэнергии значительно увеличились и объемы электроэнергии, поставляемой за пределы области (в 1,9 раза - экспорт в Литву). При этом внутреннее потребление электроэнергии к 2013 году выросло не столь существенно. Например, по сравнению с 2008 годом потребление возросло всего на 12,4%, в том числе за счет роста энергопотребления населением – на 9,8% (в 2011 г. по отношению к 2008-му), промышленными предприятиями и сельскохозяйственными организациями области – на 2,9 и 5,6% соответственно, а также за счет увеличения потерь в сетях общего пользования – на 20,3% (рисунок 9). И наоборот: потребление электроэнергии строительными организациями и предприятиями транспорта и связи сократилось.

Сегодня крупнейшими потребителями электроэнергии в Калининградской области являются предприятия нефтедобывающей, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения и сферы услуг.

 Рисунок 9. Производство электроэнергии предприятиями области, поступление из-за пределов региона и потребление за 2008-2012 годы, млн киловатт-часов

Источник: [9].

Развитие энергосистемы определяется региональной Программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Калининградской области на 2010-2015 годы с перспективой до 2020 года [14], а также Схемой и программой перспективного развития электроэнергетики Калининградской области на 2014-2019 годы. Решение ряда задач по совершенствованию энергетической инфраструктуры связано с реализацией инвестиционных программ ведущих энергетических организаций России. Так, для обеспечения стабильного развития промышленных мощностей региона и жизнедеятельности его населения, с целью снижения зависимости калининградской энергосистемы от соседних государств и экспорта электроэнергии в страны ЕС в 2017 году планировалось ввести в эксплуатацию первый блок Балтийской атомной электростанции. Строительство АЭС ОАО «Концерн “Росэнергоатом”» начал в 2010 году. Однако в мае 2013-го активная фаза строительства станции (так называемых «ядерного острова» и «турбинного острова») была приостановлена из-за отказа Литвы и Польши гарантировать закупки энергии с Балтийской АЭС и желания стран Прибалтики отделить свои энергосистемы от России. Работы по сооружению складского хозяйства и инфраструктуры продолжаются. Активную фазу строительства предполагается возобновить сразу после окончательного определения потребителей вырабатываемой АЭС электроэнергии в зарубежной Европе.

Что касается теплоснабжения, то традиционно регион обеспечивается преимущественно тепловой энергией, отпущенной котельными (около 85% от общего выпуска тепловой энергии в Калининградской области), работающими на газообразном топливе (67,6% всех котельных установок региона [20]). Однако в количественном соотношении угольные котельные преобладают.

Природный газ – основной вид топлива для единственного крупного генерирующего источника в региональной энергосистеме – Калининградской ТЭЦ-2, а также для ряда других теплоэлектростанций муниципального значения. Такая система электро- и теплоснабжения очень уязвима, прежде всего ввиду зависимости самой крупной электростанции региона от транзита внешних поставок газа с основной территории России через Литву и Беларусь. В этой связи чрезвычайно важной становится задача диверсификации источников теплоснабжения за счет увеличения доли используемого сырья из местных источников.

Туризм и рекреация

Развитие туристско-рекреационного комплекса в последние годы идет ускоренными темпами - увеличение туристского потока на территорию Калининградской области составляет в среднем 7-10% в год. По экспертным оценкам, за период с 2010 по 2012 год область посетили около 1,37 млн туристов. Однако в развитии туристско-рекреационного комплекса отмечается диспропорция, заключающаяся в сосредоточении потока туристов в основном в областном центре (Калининграде) и традиционных территориях с сильной туристской составляющей - Светлогорский городской округ, Зеленоградский район. В то же время имеется рекреационный потенциал в ряде других муниципальных образований, который необходимо использовать при развитии таких видов туризма, как культурно-познавательный, событийный, экологический туризм, агротуризм и т.д. Это, в свою очередь, требует адекватного развития туристской инфраструктуры – создания дополнительных средств размещения, предприятий общественного питания, объектов досуга и развлечений. Так, гостиничный комплекс региона представляет собой сегодня не очень развитую сеть гостиниц и санаторно-курортных организаций с высокой степенью износа основных фондов по отрасли (в 2012 году – 43,4%, в России – 42,5%).

В развитии и использовании рекреационного потенциала Калининградской области в 2008-2013 годах появились определённые стимулы. В частности, разработаны новые туристические маршруты по всей территории региона, начал работу первый речной пункт пропуска через государственную границу в пос. Рыбачий Зеленоградского района, планируется строительство причальных стенок в Зеленоградске. Введен в действие режим малого приграничного передвижения с Польшей и режим получения краткосрочной визы на 72 часа для граждан стран Шенгенской зоны, Великобритании и Японии. Увеличилось количество гостиничных предприятий (рисунок 10). Кроме того, толчок к развитию туристской инфраструктуры должен дать предстоящий чемпионат мира по футболу 2018 года, одним из мест проведения которого станет Калининград.

Рисунок 10. Гостиничные и санаторно-курортные организации Калининградской области в 2008-2013 годах

Источники: [7],[8].

О развитии социальной сферы

Демография

Демографическая ситуация в регионе, несмотря на реализуемую на федеральном и региональном уровнях социальную политику в области поддержки материнства, сокращения смертности и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, остается достаточно сложной. Численность населения региона в начале 2014 года составила 963128 человек, что на 3% больше, чем 2008 году. Позитивные тенденции в изменении численности населения в 2008-2013 годах обусловлены не столько сокращением естественной убыли населения (к 2012 году коэффициент естественной убыли населения сократился с 4,0 человек на 1000 населения в 2008 году до 0,6 человека на 1000 жителей), сколько увеличением миграционного сальдо – за рассматриваемый период оно суммарно составило 39 849 человек, при этом естественная убыль насчитывает 12 018 человек (рисунок 11). Однако говорить о существенном изменении масштабов миграционного прироста преждевременно, так как показатель прироста числа мигрантов связан прежде всего с изменением системы их учета. В 2011 году в статистику численности прибывших и выбывших вошли мигранты, зарегистрированные по месту пребывания на срок более 9 месяцев.

Рисунок 11. Изменение численности населения в 2008-2013 годах, человек

Источник: [8].

Одним из вызовов для устойчивого социально-экономического развития региона остается старение населения (в большей степени женского), что ведет к росту демографической нагрузки. В конце 2012 года коэффициент демографической нагрузки населения составил 642 человека на 1000 трудоспособного населения (в начале 2008 года – 541 человек на 1000 трудоспособного населения).

Для стимулирования роста рождаемости и снижения смертности, а также повышения миграционной привлекательности региона выполняются мероприятия по поддержке материнства и детства, строительству детских дошкольных учреждений и жилищному строительству, повышению статуса института семьи посредством реализации различных региональных и федеральных программ, а также целевой поддержки областного Правительства. На это направлены следующие программы:

· Целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Калининградской области на 2008-2012 годы».

· Государственная программа оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

· Материнский (семейный) капитал, утвержденный в июле 2011 года Законом Калининградской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

· Целевая программа «Развитие детского отдыха в Калининградской области в 2011-2016 годах, создание в детских оздоровительных лагерях условий для отдыха детей и подростков всех групп здоровья».

· Целевая программа Калининградской области «Развитие системы социальной защиты населения на 2007-2015 годы».

· Государственная программа Калининградской области «Социальная поддержка населения».

· Система ежемесячных денежных выплат и пособий для молодых матерей и семей с детьми (как правило, многодетных).

Однако, несмотря на все усилия, ожидаемые результаты по программе «Улучшение демографической ситуации в Калининградской области на 2008-2012 годы» не были достигнуты.

Трудовые ресурсы и рынок труда

Неблагоприятная демографическая ситуация в регионе отражается на качественном и количественном составе его трудовых ресурсов. Так, при увеличении доли лиц старше трудоспособного возраста снижается удельный вес основной составляющей рабочей силы – трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. За шесть лет, с 2008 по 2013 год численность этой части населения уменьшилась на 24,2 тыс. человек (на 4,1%), в то время как прирост численности населения старше трудоспособного возраста составил 15,9%.

2008

2013

Рисунок 12. Состав трудовых ресурсов Калининградской области в 2008 и 2013 годах

Источники: [3],[4].

В период с 2008 по 2013 год уровень занятости существенно вырос и сегодня составляет 67,1% (в 2009 году – 60,9%, в 2008-м – 64,9%). Несмотря на то что общее количество занятых в экономике увеличилось всего на 638 человек, структура занятости по видам экономической деятельности претерпела некоторые изменения: на фоне значительного сокращения числа занятых в обрабатывающих производствах (за пять лет – на 10,7 тыс. человек), сельском хозяйстве (на 4,1 тыс. человек), образовании (на 1,9 тыс. человек) и финансовой деятельности наблюдается приток рабочей силы в сферу операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (за пять лет увеличение на 4,5 тыс. человек), строительство (на 2,7 тыс. человек) и торговлю (на 2,7 тыс. человек), добычу полезных ископаемых и государственное управление (таблица 3).

Таблица 3

Распределение занятых в экономике Калининградской области по видам экономической деятельности в 2008 и 2013 годах

Показатель

2008

2013

человек

в % к общему количеству занятых

человек

в % к общему количеству занятых

Занято в экономике, всего

475827

100

476465

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

37813

7,9

33666

7,1

Рыболовство, рыбоводство

4761

1,0

4280

0,9

Добыча полезных ископаемых

2643

0,6

4361

0,9

Обрабатывающие производства

95236

20,0

84559

17,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

11120

2,3

12163

2,6

Строительство

37181

7,8

39910

8,4

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

78215

16,4

80963

17,0

Гостиницы и рестораны

9473

2,0

10728

2,3

Транспорт и связь

42970

9,0

44341

9,3

Финансовая деятельность

8103

1,7

7451

1,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

33645

7,1

38137

8,0

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

35455

7,5

36996

7,8

Образование

33626

7,1

31762

6,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

27381

5,8

28155

5,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

18197

3,8

18993

4,0

Источники: [3],[4].

По-прежнему остаются актуальными проблемы несоответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям регионального рынка труда, следствием чего стал достаточно высокий уровень безработицы: в 2013 году он составил 5,6% от общей численности экономически активного населения (в среднем по стране это значение не превышает 5,5%). В то же время официальная безработица существенно ниже - 1,2% от общей численности экономически активного населения. Для решения проблем с занятостью с 2009 года Агентством по обеспечению занятости населения Калининградской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований при поддержке регионального Правительства реализуются ежегодные целевые программы по принятию дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда [1]. В результате удалось добиться прекращения роста безработицы и стимулировать ее снижение (рисунок 13).

Рисунок 13. Численность безработных в Калининградской области в 2008-2012 годах

Источник: [24].

Здравоохранение

Развитие производительного потенциала области, равно как и удовлетворение потребности населения в доступных и качественных медицинских услугах, определяется состоянием системы здравоохранения.

Развитие региональной системы здравоохранения в период с 2008 по 2013 год обеспечивалось посредством реализации:

· приоритетного национального проекта «Здоровье», который был запущен в 2006 году;

· целевой региональной программы «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов»;

· целевой региональной «Программы модернизации здравоохранения Калининградской области Калининградской области на 2011-2012 годы».

Благодаря осуществленным мероприятиям удалось значительно повысить уровень средней заработной платы по отрасли (с 12,6 тыс. рублей в 2008 году до 21,6 тыс. рублей в 2012-м), привлечь на работу до 700 новых специалистов с квалификацией «врач», более 1000 человек среднего медицинского персонала, увеличить обеспеченность населения региона больничными койками. Сделаны шаги по формированию конкурентной среды в сфере оказания медицинских услуг (допуск медицинских учреждений к работе в системе обязательного медицинского страхования). Осуществляется поэтапный переход на одноканальное подушевое финансирование здравоохранения (с 2007 года). Обновляется материально-техническая база учреждений здравоохранения, строятся новые объекты. В частности, в 2012 году открылся Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в пос. Родники Гурьевского района, необходимость в создании которого была обусловлена высоким уровнем смертности и заболеваемости населения региона от сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, для обновления материально-технической базы сети медицинских центров для лечения больных с сосудистыми заболеваниями Правительством области была принята еще одна целевая программа «Совершенствование медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях на 2012-2013 годы».

В связи с увеличением заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний региональными и федеральными властями с 2011 года активно обсуждаются возможности строительства межрегионального онкологического центра в Калининградской области. Вопрос о необходимости онкоцентра возник спустя пять лет после закрытия онкологического диспансера, следствием чего стало значительное увеличение заболеваний, выявленных на поздней стадии патологического процесса.

В рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области был построен и в 2009 году введен в эксплуатацию региональный перинатальный центр.

Министерством здравоохранения области также активно реализуются международные проекты, направленные на изучение передового опыта соседних европейских стран в сфере здравоохранения и внедрения перспективных технологий диагностики и лечения на территории Калининградской области [10].

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, уровень заболеваемости населения области остается все еще на достаточно высоком уровне (рисунок 14).

Рисунок 14. Динамика заболеваемости населения Калининградской области и России (на 1000 человек населения) с 2008 по 2012 год

Источник: [6].

Сохраняются и проблемы, связанные с доступностью и качеством медико-социальной помощи, состоянием подушевого финансирования здравоохранения, неэффективностью территориальных органов ОМС, практикой оптимизации учреждений. Это приводит к недостаткам в обеспечении населения услугами в сложившихся системах медико-социальной, онкологической и скорой помощи, реабилитации наркозависимых.

Физическая культура и спорт

Еще одной составляющей в достижении стратегической цели – повышение уровня здоровья населения Калининградской области – наряду с развитием системы здравоохранения, является популяризация и поддержка физической культуры и спорта [19]. Ситуация в этой сфере по сравнению с 2008 годом значительно улучшилась: удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2012 году составил 19,6% (против 16,2% в 2008-м). Успешно развивается и спорт высших достижений: к 2011 году количество спортсменов-разрядников по сравнению с 2008 годом увеличилось более чем на 3 тыс. человек. Положительной динамике способствовало развитие сети спортивных сооружений в рамках реализации областной инвестиционной программы, Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года и Федеральной целевой программы Калининградской области «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации».

Образование

Устойчивое социально-экономическое развитие Калининградской области во многом определяется состоянием системы образования. За 2008-2013 годы в региональной системе образования произошли существенные изменения, чему способствовала реализация приоритетного национального проекта «Образование» и целевых программ. Особое внимание уделялось обеспечению качества и инновационного характера образования путем внедрения новых образовательных технологий, в том числе в области подготовки кадров, изменению системных механизмов оплаты образовательных услуг, направленных на повышение эффективности системы, обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

В сфере образования в 2008-2013 годах действовали следующие целевые программы:

· «Развитие образования на 2007-2011 годы» и «Развитие образования на 2012-2016 годы»;

· «Развитие профессионального образования на 2012 – 2016 годы»;

· «Дети-сироты»;

· «Молодежь Калининградской области»;

· «Мы – россияне» на 2007-2011 годы»;

· «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики асоциального поведения в детско-молодежной среде на 2007-2011 годы»;

· «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов дошкольного образования на 2012 – 2014 годы».

Благодаря целевым программам бюджет сферы образования вырос почти на 3,5 млрд рублей по сравнению с 2008 годом. В рамках реализации приоритетных мероприятий по целевым программам были построены новые детские сады и общеобразовательные школы (в городах Зеленоградск, Советск и Калининград) и отремонтированы действующие учреждения дошкольного и школьного образования. Закуплено новое оборудование, созданы пилотные площадки (закуплены и поставлены предметные кабинеты и интерактивные комплексы, приобретены комплекты учебного оборудования для начальной школы). Были приобретены и поставлены на баланс школ автобусы для обеспечения доступного качественного образования для детей школьного возраста. Сегодня активно создаются условия для безбарьерной среды.

Однако степень износа основных фондов в сфере образования остается одной из самых высоких в регионе – 52,6% (выше этого значения износ основных фондов только в добыче полезных ископаемых, рыболовстве и рыбоводстве, строительстве).

По-прежнему актуальна проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях: охват детей в возрасте 1-6 лет услугами дошкольных образовательных учреждений в 2012 году составил 58,9% (в 2008-м – 57,1%). Для решения данной проблемы осуществляется строительство новых и ремонт старых объектов, передаются в собственность муниципальных образований подведомственные Министерству обороны детские сады, а также принимаются институциональные меры, направленные на повышение гибкости деятельности дошкольных образовательных учреждений посредством стимулирования перехода этих учреждений в статус автономных и осуществления частно-государственного партнерства в сфере образования.

В 2008-2012 годах численность детей в дошкольных образовательных учреждениях продолжала расти, в то время как в общеобразовательных учреждениях позитивные тенденции проявились только к началу 2011/12 учебного года, когда количество обучающихся впервые за последние 15 лет выросло - на 2,3 тыс. человек по сравнению с предыдущим учебным годом (таблица 4).

Таблица 4

Численность обучающихся в образовательных учреждениях Калининградской области

Показатель, тыс. человек

Учебный год

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях (на конец года)

30,20

31,20

32,10

33,20

35,30

Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (на начало учебного года)

87,20

86,80

86,80

89,10

91,40

Число учащихся в негосударственных образовательных учреждениях (на начало учебного года)

0,56

0,47

0,58

0,44

0,65

Численность обучающихся в учреждениях НПО (на конец года)

8,60

9,50

7,70

6,20

4,90

Численность обучающихся в учреждениях СПО (на начало учебного года)

10,50

11,60

11,40

12,50

12,90

Численность обучающихся в учреждениях ВПО (на начало учебного года)

41,70

41,40

41,80

40,30

38,00

Источник: [6].

В то же время в системе профессионального образования наблюдалось сокращение численности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования (НПО), равно как и в системе высшего профессионального образования (ВПО): впервые с 1990 года количество студентов стало сокращаться. И напротив: в наборе учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО) наметились позитивные тенденции, пришедшие на смену постоянному сокращению набора на протяжении последних пяти лет.

Это связано с изменениями в системах начального и среднего специального образования региона. Было сокращено количество образовательных учреждений НПО (с 33 в 2008 году до 16 в 2012-м) и увеличено количество государственных учреждений СПО (с 10 в 2008 году до 15 в 2012-м) с последующей интеграцией образовательных программ начального и среднего профессионального образования. Для оптимизации процесса обучения и сокращения сроков освоения основных профессиональных программ созданы ресурсные центры для подготовки и переподготовки кадров с целью развития приоритетных социально-экономических направлений (отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, пищевой, аграрной и мебельной, металлообработки и автомобилестроения, туризма).

В результате реализации Комплексного проекта модернизации системы образования введена новая система оплаты труда работников общего образования, осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, обеспечивается развитие региональной системы оценки качества образования, сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием. Главным достижением стал рост количества школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса (к началу 2013 года около 86% учащихся от общего количества школьников).

Большие усилия предпринимались для выравнивания разрыва в уровне оплаты труда работников бюджетных учреждений и в целом в экономике. Размер среднемесячной заработной платы работников сферы образования в 2013 году составил 21,3 тыс. рублей – 84,8% от средней по региону, в 2008-м было 79,9% (рисунок 15). Кроме того, молодым учителям сегодня предоставляется возможность получения субсидии (займа) на уплату первоначального взноса по ипотечным кредитам, полученным для приобретения жилья (соответствующая программа утверждена постановлением Правительства Калининградской области в сентябре 2012 года) [13].

Рисунок 15. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по виду экономической деятельности «образование» и в среднем по экономике Калининградской области с 2008 по 2013 год, тыс. рублей

Источник: [6].

Все это, а также повышение статуса и престижа профессии учителя позволило привлечь в школы молодые педагогические кадры: средний возраст учителей региональных школ сегодня составляет 43 года (в 2010 году – 48 лет).

Главной задачей в сфере образования остается преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов высшего и среднего звена от требований различных отраслей экономики. Для мониторинга и анализа проблем и потребностей регионального рынка труда Министерством образования Калининградской области в 2012 году был создан Центр мониторинга профессионального образования.

Важная роль в подготовке высококвалифицированных кадров региона принадлежит одному из десяти российских федеральных университетов России - Балтийскому федеральному университету им. И. Канта (новый статус вуз получил в 2010 году). БФУ им. И. Канта занимает в регионе лидирующие позиции в сфере инновационных образовательных программ и в подготовке специалистов различного профиля. Реализация инновационно-образовательной концепции в рамках федерального университета в перспективе поможет укреплению конкурентоспособности эксклавного региона России в целом будет содействовать формированию новой экономической модели инновационного типа.

Культура

Региональным министерством культуры в рассматриваемый период были определены стратегические цели деятельности в сфере культуры и в соответствии с приоритетами разработаны концептуальные документы по развитию учреждений культуры Калининградской области (театрального искусства, музейного и библиотечного дела и т.д.), реализация которых направлена на решение системных проблем в отрасли. На первый план выходят мероприятия по:

· повышению доступности и качества государственных услуг в области культуры;

· сохранению регионального культурного населения;

· поддержке и развитию культурных связей с другими российскими регионами и зарубежными странами;

· обеспечению экономии бюджетных средств [15].

Основой для реализации областной политики в сфере культуры служит система целевых программ Калининградской области:

· «Развитие культуры Калининградской области (2007-2013 годы)»;

· подпрограмма «Развитие Государственного учреждения культуры “Калининградский областной музей янтаря” и культурно-образовательного сектора янтарной отрасли на 2007-2011 годы»;

· областная программа «Развитие янтарной отрасли»;

· «Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности (2012-2014 годы)» и др.

В результате в период с 2008 по 2013 год были отреставрированы памятники культуры и истории, увеличилось количество учреждений культуры (в том числе муниципальных). Завершена реконструкция Калининградского театра кукол, ведется строительство театра эстрады в г. Светлогорске, осуществляется ремонт и реконструкция ведущих учреждений культуры, реализуются крупные культурные проекты («Балтийские сезоны», «Янтарное ожерелье», «Бахослужение», «Балтийские дебюты», «Территория мира», «Русская музыка на Балтике» и т.д.). Учреждения культуры перешли на финансирование по системе государственного заказа. В то же время предпринимаемых мер пока недостаточно для более полного включения Калининградской области в европейский контекст и формирования высокого культурно-духовного потенциала. Требуется реализовать комплексный подход в развитии гуманитарной составляющей в образовательных программах, гуманистического содержания СМИ, а также обеспечить развитие и расширение сети учреждений сферы культуры (музеев, театров, концертных залов и т.п.), книгоиздания.

Охрана окружающей среды

Устойчивое развитие Калининградской области во многом определяется сохранением окружающей среды и природного потенциала. Несмотря на осуществление за последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, положение в сфере охраны окружающей среды остается напряженным, а загрязнение природной среды – существенным. При снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников автомобильный транспорт остается главным загрязнителем; не уменьшился и объем сбрасываемых загрязненных сточных вод.

Сохранение природно-ресурсного потенциала Калининградской области предполагает решение комплекса проблем.

Во-первых, для сокращения загрязнения водных объектов и осуществления водоохранных мероприятий необходимо строительство новых и реконструкция действующих очистных сооружений и канализационных сетей. Особенно это актуально для сельской местности.

Во-вторых, нужно создать единую и экологически безопасную систему обращения с отходами, включающую комплекс объектов транспортной и производственной инфраструктуры.

В-третьих, следует усилить контроль выполнения санитарно-эпидемиологических норм и требований экологического надзора со стороны бизнеса и населения.

Все эти задачи могут быть решены только при увеличении финансовых затрат на охрану окружающей среды со стороны регионального и федерального бюджетов.

Государственное управление

Власть должна быть нацелена, прежде всего, на реализацию запросов общества, на решение тех задач, которые ставят перед ней граждане. Цель власти – повышение уровня и качества жизни населения, поддержка гражданского общества. В этой связи необходимо усилить роль депутатского корпуса, региональных отделений политических партий, общественных организаций и общественности в принятии управленческих решений и контроле за их выполнением. Это позволит более полно учитывать и отстаивать интересы граждан.

Приоритетными направлением деятельности органов власти всех уровней должны стать борьба с коррупцией и преступностью, бюрократизмом (принцип «одного окна», сокращение нормативно установленных сроков рассмотрения документов и т.д.), поддержка бизнеса, помощь малообеспеченным слоям населения и др.

Следует продолжить работу в направлении по повышению эффективности и устойчивости бюджетной системы, особенно на уровне муниципальных образований, а также содействовать дальнейшему росту информационной прозрачности деятельности государственной власти.

[1] Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области : [сайт]. URL: http://rabotakaliningrad.ru/home/slugba/program.aspx
[2] Аэропорт Храброво : [сайт]. URL: http://kgd.aero/
[5] Итоги деятельности Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области за 2010 - 2013 годы // Правительство Калининградской области : [сайт]. URL: http://gov39.ru/3y/zip/prom/report.doc
[10] Министерство здравоохранения Калининградской области : [сайт]. URL: http://www.infomed39.ru/partners/
[11] Министерство развития инфраструктуры Калининградской области : [сайт]. URL: http://www.infrastruktura39.ru/
[12] О Концепции развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года : постановление Правительства Калининградской области № 651 от 8 сентября 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kaliningrad-cci.ru/upload/iblock/ffc/kontseptsiya_.doc
[13] О порядке предоставления субсидий (займов) на уплату первоначального взноса по ипотечным кредитам молодым, в возрасте до 35 лет, учителям государственных общеобразовательных учреждений Калининградской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита (займа) с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых, полученным для приобретения жилого помещения : постановление Правительства Калининградской области № 719 от 6 сентября 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/regbase_doc_RLAW044_52660/
[14] О региональной Программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Калининградской области на 2010-2015 годы с перспективой до 2020 года : постановление Правительства Калининградской области № 882 от 24 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[15] О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу : постановление Правительства Калининградской области № 583 от 2 августа 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: https://gov39.ru/ekonomy/zip/na_p583_2012.zip
[16] Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы : закон Калининградской области № 115 от 28 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[19] Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности за 2012 год Правительства Калининградской области // Правительство Калининградской области. URL: http://www.gov39.ru/zip/drond2012_svod.pdf
[20] Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Калининградской области на 2014-2019 годы // Министерство развития инфраструктуры Калининградской области. URL: http://infrastruktura39.ru/activity/energo/%D0%A1%D0%B8%D0%9F%D0%A0%20%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%202014-2019.pdf
[25] Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. ULR: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/