Рекреационные ресурсы

Оценка текущей ситуации

Ресурсный потенциал Калининградской области для целей развития рекреации и туризма в сравнении с другими регионами России оценивается как выше среднего. Это позволяет отнести регион к территориям, имеющим хороший потенциал для развития сектора «Рекреация и туризм». Если говорить о ближайших конкурентах, к которым относятся все соседние регионы юго-восточного побережья Балтики (польское Трехградье, литовские Неринга и Паланга), то и по природным, и по культурно-историческим особенностям Калининградская область не уступает им. Однако пока и объем, и качество предоставляемых туристских услуг не в полной мере соответствуют имеющимся потенциальным возможностям. Это говорит о необходимости использования традиционных и поиска инновационных подходов вовлечения существующих ресурсов и потенциала в создание новых туристических продуктов, ориентированных на потребителя.

По данным доклада временно исполняющего обязанности министра по культуре и туризму Калининградской области А.В. Ермака на заседании Правительства Калининградской области 31.01.2017 г. (см. Доклад А.В. Ермака «О развитии туризма в муниципальных образованиях восточной части Калининградской области»), ежегодно туристический поток в регионе увеличивается на 15—17 %, составив по итогам 2016 года 1,3 млн туристов. Внутренний туризм (резиденты) составил за истекший период 160 тыс. чел.

Основную долю занимают российские туристы (87 % в 2016 г.). Для России Калининградская область является притягательной не только как самый западный регион РФ, но и в силу того, что страна с распадом Советского Союза утратила большое количество курортов на Балтийском море (Юрмала, Паланга, Пярну и др.). С ростом уровня жизни населения страны, с одной стороны, и развитием туристского комплекса региона – с другой, приток туристов из российских регионов возрастает. В сложившихся условиях актуально завоевать и сохранить туристический поток.

Международный туризм получил развитие после 1990 г., когда область стала открытой для посещения иностранцами. Ежегодно в регион прибывает свыше 60 тысяч иностранных туристов, в основном из Германии, Польши, Литвы, Белоруссии и Скандинавских стран. По итогам 2016 г. Калининградскую область посетило 169 тыс. иностранных туристов.

Российские туристы рассматривают посещение Калининградской области прежде всего в целях лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма (48 %) в сочетании с культурно-познавательным туризмом (28 %). В структуре въездного иностранного туризма преобладает культурно-познавательный (46 %) и деловой (35 %) туризм. Внутренние туристы предпочитают пляжный отдых (34 %) и лечебно-оздоровительный туризм (15 %) в приморской зоне Калининградской области [Корнеевец & Драгилева, 2015].

Особенности развития сферы туризма Калининградской области: сезонность (более 2/3 туристов приезжают в высокий сезон; среднегодовая загрузка гостиниц 55 %, в сезон — 90 %); доминирование г. Калининграда как основного логистического центра области; основные туристские центры — Калининград и приморская зона (сосредоточие средств размещения, наиболее развитая инфраструктура). В том числе для востока области характерны: низкий уровень развития туристской инфраструктуры (крайняя ограниченность числа гостиниц и иных средств размещения, объектов общепита, общественных туалетов, туристической навигации); низкий уровень доступности туристической информации; основная часть путешествующих – организованные группы экскурсантов (однодневные туры из областного центра) и жители самой области, путешествующие на личном автомобиле.

Рисунок 1. Общая структура туристического потока в Калининградской области (тыс. чел.), 2016 г.

Cоставлено по: Доклад А.В. Ермака «О развитии туризма в муниципальных образованиях восточной части Калининградской области» на заседании Правительства Калининградской области 31.01.2017 г.

Для Калининградской области ускоренное развитие туризма открывает возможность расширения занятости населения в сфере услуг и производстве продуктов питания, сувениров, предоставления бытовых, транспортных услуг и т. д. В результате доля работников, прямо или косвенно связанных с индустрией отдыха и развлечений, может возрасти до 10 %, а доля самого комплекса в валовом региональном продукте может достичь 5—8 %.

С 2014 г. на территории Калининградской области реализуется государственная программа Калининградской области "Туризм", принятая Постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2013 года № 993. Стратегическая цель — создание на территории Калининградской области конкурентоспособной туристской индустрии. Тактические задачи Программы: 1) создание условий для развития конкурентоспособной туристской индустрии, формирование туристического продукта и позиционирование Калининградской области как туристического центра на внутреннем и мировом туристских рынках; 2) развитие инфраструктуры туристских кластеров на территории Калининградской области; 3) эффективное управление и финансирование государственной программы.

В целом, реализация программных мероприятий и непрограммной деятельности Министерства по туризму Калининградской области повлияла на рост в 2016 году показателей по отношению к отчетному периоду 2015 года, отражающих положительную динамику развития сферы туризма в Калининградской области (см. Отчет по государственной программе «Туризм» за 2016 год):

— число туристов, посетивших Калининградскую область, составило 1,3 млн чел. (рост к 2015 г. – 30 %);

— среднегодовая загрузка коллективных средств размещения возросла с 50 % в 2015 г. до 55 % в 2016 г.,
     в сезон и праздничные дни составляя от 70 до 95 %;

— количество занятых в сфере туризма составило 11,2 тыс. чел. (рост к 2015 г. — в 2,2 раза);

— объем платных услуг вырос до 5,8 млрд рублей в 2016 г. (рост к 2015 г. — в 1,6 раза).

Инфраструктура туризма

Транспорт

Одним из основополагающих факторов развития сектора рекреации и туризма является поддержание регулярного туристического потока в регион, что возможно только при обеспечении транспортной доступности Калининградской области.

Согласно экспертной оценке основным средством транспорта, используемым туристами, прибывающими в Калининградскую область, является авиатранспорт для российских туристов (около 70% туристов) и автотранспорт для иностранных туристов (порядка 80 %). На втором месте, для российских туристов – железнодорожный транспорт (от 10 до 15 % туристов), и авиатранспорт – для иностранных. Несмотря на приморское положение региона, водные виды транспорта до настоящего времени не получили должного развития.


Рисунок 2. Виды пассажирского транспорта по доставке туристов в регион, % 

Cоставлено по: Доклад А.В. Ермака «О развитии туризма в муниципальных образованиях восточной части Калининградской области» на заседании Правительства Калининградской области 31.01.2017 г.

Средства размещения

Предприятия туристского обслуживания размещены на территории области крайне неравномерно. Такая ситуация сложилась еще со времен СССР, когда основным объектом путешествия туристов из других регионов СССР было морское побережье, а основным видом рекреации – купально-пляжный и санаторно-курортный. Соответственно, основная масса предприятий туризма была сосредоточена вдоль побережья (90%). С открытием области ситуация значительно изменилась. Историко-культурные объекты стали играть не меньшую, а с точки зрения международного туризма даже ведущую роль в привлечении туристов, что способствовало развитию инфраструктуры туризма в других районах области.

Одновременно вовлечение Калининградской области в туристские маршруты Балтийского региона, развитие делового туризма способствовали росту спроса на комфортабельные средства размещения.

Сводные статистические данные о коллективных средствах размещения Калининградской области в 2010-2016 годы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Статистические данные о коллективных средствах размещения Калининградской области в 2010—2016 гг.

Показатели

2010

2012

2013

 2014

2015

2016

Число коллективных
средств размещения,
единиц

57

100

109

109

201

210

гостиницы и аналогичные
средства размещения

37

76

85

89

175

190

специализированные
средства размещения

20

24

24

20

26

20

Число номеров
(комнат), единиц

3457

4759

5439

5249

7488

6798

гостиницы и аналогичные
средства размещения

 1708  2654  3311  3213  4855  4933

специализированные
средства размещения

1749

2105

2128

2036

2633

1865

Число мест, единиц

8670

10600

10651

12822

13622

14206

гостиницы и аналогичные
средства размещения

4866

6136

6210

8856

8856

10573

специализированные
средства размещения

3804

4464

4441

3966

5250

3633

Число ночевок,
тыс. единиц

899,1

1429,6

1636,5

1505,9

1925,9

1975,5

гостиницы и аналогичные
средства размещения

242,5

633,7

755,6

690,8

966,4

1135,5

специализированные
средства размещения

656,6

795,9

880,9

815,1

959,5

840,0

Численность
размещенных лиц,
тыс. человек

170,0

307,5

336,9

465,0

535,1

527,1

в гостиницах и аналогичных
средствах размещения

121,8
239,1
272,6
401,3
468,2
475,5

в специализированных
средствах размещения

48,2

68,4

64,3

63,7

66,9

51,6

Составлено по: [3],[4]Калининградстат: Основные показатели деятельности коллективных средств размещения

По данным таблицы 1 видно, что по всем показателям отмечается положительная динамика. За период 2010—2016 гг. количество коллективных средств размещения (КСР) выросло  в 3,7 раза, при этом количество номеров возросло почти в 2 раза (темп роста составил 196,6 %). Существенный прирост по числу ночевок, они увеличились более чем в 2 раза за тот же период (темп роста составил 219,7 %).

Однако в 2016 году по сравнению с предыдущим годом произошло сокращение номерного фонда на 9,2 % за счет снижения числа специализированных средств размещения на 6 единиц. Несмотря на уменьшение числа мест по данной категории размещения на 30,8 %, общее число мест в средствах размещения области увеличилось на 4,3 % за счет компенсирующего роста мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения на 19,4 %. 

Вместе с тем, отмечается наличие существенных диспропорций в пространственном распределении КСР по территории Калининградской области, что хорошо видно на рисунке 3. 


Рисунок 3. Распределение номерного фонда коллективных средств размещения Калининградской области

Источник: Доклад А.В. Ермака «О развитии туризма в муниципальных образованиях восточной части Калининградской области» на заседании Правительства Калининградской области 31.01.2017 г.

За последние годы произошли значительные качественные изменения в средствах размещения. Большинство санаториев было отремонтировано и оснащено современным оборудованием. Реконструированы и построены новые, соответствующие европейским стандартам гостиницы. Наибольшее обустройство коснулось Калининграда, пограничных (Советск, Багратионовск) и курортных (Светлогорск и Зеленоградск) городов. Однако к настоящему времени имеется много долгостроев, заложенных в начале — середине 90-х годов, но не достроенных в силу ряда последовавших один за другим экономических кризисов.

Загрузка гостиниц области достигает 30—40 % в несезон (октябрь – апрель) и 100 % в сезон (май – сентябрь). Однако в г. Калининграде не хватает гостиниц категории пять звезд (есть только одна гостиница в Светлогорске), и пригодных для проведения конгресс-мероприятий (в т.ч. международных) (наличие конференц-залов, оборудования для синхронного перевода и т. д.). Таким образом, в области необходимо комплексно решать вопросы увеличения количества средств размещения и повышения уровня сервиса в них.

Предприятия питания

В Калининградской области насчитывается около 150 баров и ресторанов (данные получены в ходе обследования по результатам реализации данного проекта в сентябре-октябре 2014 г.), кафе (только в г. Калининград свыше 80), с числом посадочных мест около 15 тыс. ед. Согласно полученным в ходе исследования данным, в год они обслуживают около миллиона посетителей. Такое значительное развитие данной отрасли сферы обслуживания объясняется относительно низкой капиталоемкостью учреждений питания и более простым процессом модернизации, не требующим значительных инвестиций. Важным фактором является и то, что потребителями данного вида услуг являются как туристы, так и местные жители.

Международные сетевые рестораны представлены только Макдональдсом (2 объекта) в г. Калининграде. Из московских сетей в городе представлен ресторан японской кухни «Якитория», открытый по франчайзингу в 2003 году.

Популярностью пользуются локальные сетевые предприятия быстрого обслуживания «Табаско», «Круассан-Кафе», «Папаша Беппа», «Солянка». «Круассан-кафе» размещается также и в других городах области.

По сравнению с началом 2000-х годов получили развитие предприятия русской кухни — кафе «Солянка», ресторан «Хмель».

За пределами региона пользуются популярностью пивные бары-рестораны Калининграда («Пивовар», «Редюит» и др.).

С начала 2000-х годов стали популярны стейк-хаузы.

Среди рыбных ресторанов выделяет сеть ресторанов и кафе «Наутилус» (3 предприятия), отличающиеся высоким качеством обслуживания.

Рестораны-усадьбы — относительно новое направление. При этом привлекательно, что происходит расширение сетей как за счет «выхода» ресторанов из усадеб (пример, «Мушкино»), так и наоборот — передача бренда удачных ресторанов – в загородные резиденции (ресторан «ДольчеВита» - усадьба «Орловка»).

Инновационным для региона стало создание целых развлекательно-кулинарных комплексов: «Замок» (пос.Орловка), «Резиденция Королей» (г.Калининград).

В целом рынок предприятий общественного питания привлекательный и динамично развивающийся и, по экспертной оценке, обеспечивает современный поток туристов. Однако в случае увеличения туристского потока возрастет потребность в предприятиях питания, особенно в курортной зоне. Например, при достижении числа туристов в 1,5 млн человек — потребность в посадочных местах (с учетом пиковых нагрузок) составит 15 тыс. посадочных мест (при средней емкости учреждения в 50 посадочных мест это потребует 300 новых предприятий, т.е. увеличение в 2 раза, при 100 посадочных мест — 150 новых предприятий).

Туристские фирмы

Согласно данным государственной статистики, на рынке Калининградской области в 2016 году работало 98 турфирм, из которых 59 турфирм или 60,2 % занимались турагентской деятельностью (Таблица 2).

Таблица 2  

Основные показатели деятельности турфирм Калининградской области в 2010-2016 гг.

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Число туристских фирм
(на конец года) – всего, единиц

87

81

90

92

111

90

98

 в том числе занимались:              

Туроператорской деятельностью

34

9

6

4

7

5

Туроператорской
и турагентской деятельностью


33

38

35

35

35

27

Турагентской деятельностью

43

37

45

52

64

50

59

Только продвижением туров (путевок)

Иной туристской деятельностью

5

Экскурсионной деятельностью

5

2

1

1

5

5

7

Средняя численность
работников (включая внешних
совместителей и работников
несписочного состава), человек

477

482

447

470

516

331

Число обслуженных
турфирмами туристов, человек

71203

86981

85825

71420

80955

55633

60018

Число реализованных
населению турпакетов
— всего, единиц

30931

44561

43182

38951

35646

40941

21001

       из них гражданам России:              
 по территории России

5225

16155

21411

3815

6821

24678

9561

 по зарубежным странам

23054

25676

18280

31796

26351

15849

10606

Составлено по: Калиниградстат:Основные показатели деятельности туристских фирм[5],[6],[7],[8],[9]

Как видно из данных таблицы 3, общее количество турфирм в области за 2010—2016 гг. выросло на 12,6 % (с 87 до 98 фирм), но при этом произошли существенные изменения в их структуре по видам деятельности. Если в 2010 году только туроператорской деятельностью занималось 34 турфирм из 87 (39,1 % от общего количества турфирм), то в 2016 году компаний, занимающихся только туроператорской деятельностью, осталось всего 5 (5,1 % от общего количества турфирм). Такая динамика связана с изменениями в системе государственного регулирования деятельности турфирм, формированием Ростуризмом Единого реестра туроператоров (в соответствии с ФЗ от 28 июня 2009 года № 123-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), в который включаются только те фирмы, которые могут внести финансовое обеспечение соответствующее сфере туроператорской деятельности (от 500 тыс. рублей до 100 млн. рублей и выше).

Рекламно-информационные туристские учреждения
и информационная поддержка туризма в Калининградской области

В настоящее время в Калининградской области функционирует 7 туристических информационных центра: три в г. Калининграде, по одному в Светлогорске, Славске, Черняховске и Янтарном. Действуют информационные центры при музее «Бункер» (г. Калининград),  КРОУ «Виштынецкий экомузей» (Нестеровский район, пос. Краснолесье), Национальном парке "Куршская коса" (Визит-центр), Янтарном комбинате (п. Янтарный).

Предприятия торговли (магазины по реализации сувениров, туристского снаряжения, пункты проката)

Сфера торговли туристскими сувенирами, товарами калининградского производства, особенно уникальными (янтарь), должна значительно расшириться. В настоящее время торговля в основном организована при музеях. В г. Калининграде палаточная торговля — столь привлекательная для туристов, расположена лишь вблизи музея Янтаря и у о. Канта. Имеются временные торговые точки на туристических маршрутах национального парка «Куршская коса», на променадах Светлогорска, Зеленоградска. Однако, столь привлекательная «Деревня мастеров», как в Янтарном — должна быть повсеместно.

Прокат велосипедов имеется в основном только при курортных гостиницах, а в летний сезон — на променадах и улицах курортных городов (Зеленоградск, Светлогорск). Калининград пока плохо приспособлен для этого экологичного вида транспорта. Пункт проката имеется лишь на Верхнем озере. Однако по мере создания вело-пешеходных туристических маршрутов по городу это направление будет развиваться.

Пункты проката туристского инвентаря и снаряжения необходимо размещать в непосредственной близости от мест возможной реализации того или иного вида туризма: прокат лодок, катамаранов — на берегах озер (Нижнего, Верхнего, в парке 40-летия ВЛКСМ, на Голубых озерах; катеров – у причалов Преголи вблизи здания ДКМ, на острове Канта, на набережной Петра Великого у спорткомплекса «Юность»; яхт — в пос. Прибрежном на берегу Калининградского залива. Прокат велосипедов, роликовых коньков – в парках: 40-летия ВЛКСМ, Центральном парке культуры и отдыха, «Юность», на Литовском валу, на острове Канта и т. д. В случае обустройства велосипедных дорожек в городе можно организовать прокат велосипедов при гостиницах.

Зоны развития туризма

Общая характеристика и особенности туристско-рекреационного ресурсного потенциала позволяет рассматривать развитие сектора «Рекреация и туризм» в рамках следующих рекреационных районов (рис.4):

1) прибрежная (курортная) зона;

2) Куршская коса;

3) Балтийская (Вислинская) коса;

4) южное побережье Калининградского залива;

5) южное и восточное побережья Куршского залива;

6) внутренние районы (Виштынецкий, Лава-Прегольский, Шешупе-Неманский).

В перспективе прибрежная (курортная) зона останется ведущей. Свежий воздух, песчаные пляжи, живописные пейзажи, приморские ресурсы, минеральные воды и развитая дорожная сеть (по сравнению с другими районами Калининградской области) делают ее доступной для всех желающих и способствуют развитию разных видов отдыха (досуг, лечение и туризм). Если учесть туристов, приезжающих на короткое время, в этом районе в разгар лета отдыхает одновременно более 200 тыс. человек. Курортные центры — Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский — будут продолжать развиваться в качестве основных центров отдыха и лечения. Западная часть Калининградского полуострова почти не развита как курортная зона, в то время как природные условия здесь более благоприятны. В 2014 году Правительство Калининградской области начало активное освоение прибрежной зоны в районе пос. Куликово. В этот район перенесено размещение игорной зоны и запланировано строительство сети спа-отелей.

Куршская коса с 1988 г. является государственным национальным природным парком. Ее дюны, сосновые леса, соседство с заливом и морем, животные (олени, дикие кабаны, лоси) делают косу исключительно красивым местом для отдыха. Но в то же время это очень хрупкое чудо природы. Поэтому экономическая деятельность на большей части ее территории запрещена, а количество приезжающих ограничивается. Водные виды спорта, морские экскурсии являются наиболее перспективными видами досуга. Требуется реконструкция, планирование и организация сферы общественных услуг в населенных пунктах (пос. Лесной, Рыбачий и Морское). Новое строительство может проводиться только в границах существующих поселков. Количество людей, одновременно находящихся в зоне отдыха «Дюны», не должно превышать 450 человек. Вместимость здравниц в перспективе ограничивается числом в 3200 мест. Общая численность единовременно находящихся на Куршской косе не должна превышать 6000 человек, включая обслуживающий персонал и постоянно проживающих. Расположенные на косе поселки могут стать основными местами обслуживания туристов.

Условные обозначения

Виды туризма: существующие и потенциальные территории

Рисунок 4. Туристско-рекреационные районы Калининградской области

Составлено по:[2]

Балтийская (Вислинская) коса в настоящее время закрыта для иностранных туристов из-за пограничного режима. Местность эта уникальна не только благодаря выдающимся природно-климатическим и ландшафтным ресурсам, сходным с имеющимися на Куршской косе, но и своему историческому наследию. В 2014 году начата работа по созданию комплексного ландшафтного государственного природного заказника «Балтийская (Вислинская) коса».

Южный берег Калининградского залива является одной из наиболее перспективных зон отдыха. Однако, это возможно реализовать только при создании туристической инфраструктуры (сооружения причалов для яхт и маломерных судов, строительства гостиниц и др.). Территория может принять 20 тыс. туристов, а в перспективе 50-60 тыс. Особенность этого района в том, что он расположен вдоль основных дорог, соединяющих Калининградскую область со странами Европы, и может быть привлекательным для иностранных туристов, особенно для тех, кто путешествует водными средствами транспорта или на автомобиле. Чтобы эта зона вошла в систему международных туристских маршрутов, требуется проведение работ по сохранению и реконструкции памятников истории и культуры (руин рыцарских замков, культовых сооружений и исторических зданий). Возможна также организация международных морских маршрутов с действующим пунктом пропуска в Балтийске.

Юго-восточное побережье Куршского залива богато лесами. Кроме природных ресурсов есть места, имеющие археологическую, историческую, архитектурную и культурную ценность и относящиеся к прусскому, тевтонскому и немецкому периодам. Здесь можно развивать летние виды отдыха, спортивную охоту, рыбную ловлю и водные виды спорта. Начата работа по созданию яхтенной марины в Зеленоградске, возможен проект и в Полесске и Славске. Перспективно строительство небольших пансионатов (на 25-75 мест), мотелей и кемпингов.

Только северное побережье Калининградского полуострова входит в курортную зону, созданную в довоенное время. Гостиницы, дома отдыха, туристские базы, пансионаты и санатории размещаются в городах Зеленоградске, Пионерском, Светлогорске, поселках Отрадном, Приморье. Пляжи западного побережья в Донском, Янтарном, Мечниково и Балтийске используются в основном местным населением. Пляжи Куршской косы с туристскими базами и пансионатами в Лесном, Морском и других поселках освоены слабо, а Вислинская коса не освоена совсем. Все эти территории – богаты рекреационными ресурсами и требуют дальнейшего освоения (создания инфраструктуры).

На территории Калининградской области среди населенных пунктов, играющих важную роль в рекреации, выделяются:

1) города-курорты Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск.

2) город с перспективными курортными функциями – Пионерский;

3) рекреационно-оздоровительные центры – поселки городского типа и сельские поселения на северном побережье Калининградского полуострова, а также город Ладушкин;

4) центры городского туризма – Калининград, Советск, Черняховск и Гусев.

Остальные населенные пункты области пока слабо участвуют в рекреационном обслуживании.

[1] Волгин В. «Храброво»: в ожидании перемен // Дороги. – 2013 (апрель). – C. 64–65.
[2] Кропинова Е. Г. Регионально-экономический анализ формирования территориальных рекреационных систем. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 237 c.
[3] О деятельности коллективных средств размещения общего назначения (гостиничного типа) Калининградской области в 2012 году. Статистический сборник. Калининград, 2013.
[4] О деятельности коллективных средств размещения общего назначения (гостиничного типа) Калининградской области в 2013 году. Статистический сборник. Калининград, 2014.
[5] О деятельности туристских фирм Калининградской области в 2009 году. Статистический сборник. Калининград. 2010.
[6] О деятельности туристских фирм Калининградской области в 2010 году. Статистический сборник. Калининград. 2011.
[7] О деятельности туристских фирм Калининградской области в 2011 году. Статистический сборник. Калининград. 2012.
[8] О деятельности туристских фирм Калининградской области в 2012 году. Статистический сборник. Калининград. 2013.
[9] О деятельности туристских фирм Калининградской области в 2013 году. Статистический сборник. Калининград. 2014.
[10] Семенова Л.В., Зайцева Н.А., Кропинова К.Г., Драгилева И.И., Гуменюк И.С. Научно-методические подходы к разработке стратегии развития туризма в Калининградской области на основе кластерного подхода: монография Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013 –191 с.
[11] Отчет о реализации в 2013 году целевой программы «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-2014 годы». Официальный сайт Министерства по туризму Калининградской области. http://tourism.gov39.ru/activities/programma.php. (дата обращения: 20.10.2014 г.)
[12] В «Храброво» начался первый этап реконструкции аэропортового комплекса // Правительство Калининградской области: официальный портал. – Режим доступа: http://www.gov39.ru/news/101/60330/?sphrase_id=32814 (дата обращения: 07.09.2013)
[13] Транспортный комплекс // Правительство Калининградской области: Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.gov39.ru/vlast/ ministerstva/mininfrastruktury/transportnyy-kompleks/ (дата обращения: 07.09.2013)

Ресурсы