Бюджет

Разработанная модель предназначена для оценки влияния временной трудовой миграции на формирование доходной части бюджета Калининградской области.

Предпосылки

Доходы регионального бюджета от использования труда иностранной рабочей силы в регионах Российской Федерации (РФ) можно разделить на две категории:

Прямые доходы, связанные с доходами иностранных граждан за выполненные работы (предоставленные услуги) на территории региона. К ним относится налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в том числе иностранными гражданами самостоятельно в виде авансового платежа (патент).

Косвенные доходы, связанные с хозяйственной деятельностью организаций, использующих труд иностранных работников или осуществляющих продажу товаров и оказание услуг мигрантам. К ним относят главным образом налог на прибыль организаций и налог на совокупный доход.

Ввиду того, что оценка косвенных доходов затруднена из-за отсутствия официальных статистических данных, представленная модель учитывает только прямые доходы регионального бюджета. В модели берутся в расчет действующие налоговые ставки в региональный бюджет и коэффициенты, определенные правовыми актами РФ и Калининградской области в части регулирования осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории субъектов страны [1, 2, 3, 4, 5].

Информационная база данных

При разработке модели использовались статистические сведения, а также экспертные оценки, полученные в ходе обследования предприятий и организаций Калининградской области, деятельность которых связана с привлечением и применением труда иностранных работников.

В качестве исходных статистических данных выступают:

– регулярно публикуемые данные Калининградстата о размерах среднемесячных заработных плат в Калининградской области;

– официальные данные Федеральной миграционной службы России и ее территориального органа в Калининградской области о ежегодном количестве и сроках пребывания иностранных граждан, прибывших в регион для осуществления трудовой деятельности;

– сводные отчетные формы Мониторинга уровня заработной платы иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Калининградской области, проводимого Министерством социальной политики Калининградской области.

В результате был сформирован панельный ряд данных численности лиц, фактически занятых трудовой деятельностью в регионе, из числа иностранных граждан, включающий оценочную долю нелегально занятых трудовой деятельностью мигрантов.

Расчетная часть исследования проводилась с использованием пакета Excel MS Office.

Объясняющие (расчетные) переменные

Основной переменной, характеризующей влияние массового привлечения иностранной рабочей силы в экономику Калининградской области на формирование доходной части бюджета региона, является численность иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность на основании разрешений на работу (для иностранных граждан, прибывших из стран с визовым режимом въезда), патентов (для иностранных граждан, прибывших из стран с безвизовым режимом въезда) или в рамках Трудового кодекса РФ (для граждан стран — членов ЕАЭС).

Зависимой переменной является налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Моделирование

Уравнение, характеризующее формирование доходов регионального бюджета в составе НДФЛ, удержанного с доходов иностранных работников, имеет вид:

$$PIT = PI{T_{ec}} + PI{T_{pat}} + {\rm{\;}}PI{T_{LC}}, (1)$$

где \(PIT\) — доходы регионального бюджета по НДФЛ; \(PI{T_{ec}}\) — НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешений на работу; \(PI{T_{pat}}\) — НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов; \(PI{T_{LC}}\) — НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в рамках Трудового кодекса РФ.

Распишем каждое слагаемое уравнения (1) отдельно:

1) НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешений на работу, рассчитывается по формуле

$$PI{T_{ec}} = PI{T_{ec\_l6}} + PI{T_{ec\_m6}} + PI{T_{hsp}}, (2)$$

где \(PI{T_{ec\_l6}}\) — НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешений на работу менее 6 месяцев; \(PI{T_{ec\_m6}}\) — НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешений на работу более 6 месяцев; \(PI{T_{hsp}}\) — НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в качестве высококвалифицированных специалистов.

При этом налог, удержанный с доходов налоговых нерезидентов1 РФ, рассчитывается согласно уравнению

$$PI{T_{ec\_l6}} = {M_{ec\_l6}}{\rm{*}}{w_{ec}}{\rm{*}}Taxrat{e_{ec\_l6}}{\rm{*}}mnth, (3)$$

где \({M_{ec\_l6}}\) — численность иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность на территории региона менее 6 месяцев (за исключением высококвалифицированных специалистов); \({w_{ec}}\) — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность на основании разрешений на работу; \(Taxrat{e_{ec\_l6}}\) — ставка НДФЛ для нерезидентов РФ; \(mnth\) — количество месяцев работы.

Налог, удержанный с доходов налоговых резидентов РФ, рассчитывается по формуле

$$PI{T_{ec\_m6}} = {M_{ec\_m6}}{\rm{*}}{w_{ec}}{\rm{*}}Taxrat{e_{ec\_m6}}{\rm{*}}mnth, (4)$$

где \({M_{ec\_m6}}\) — численность иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность на территории региона более 6 месяцев (за исключением высококвалифицированных специалистов); \(Taxrat{e_{ec\_m6}}\) — ставка НДФЛ для резидентов РФ.

НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в качестве высококвалифицированных специалистов, рассчитывается согласно уравнению

$$PI{T_{hsp}} = {\rm{\;}}{M_{hsp}}{\rm{*}}{w_{hsp}}{\rm{*}}Taxrat{e_{hsp}}{\rm{*}}mnth, (5)$$

где \({M_{hsp}}\) — численность иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность в качестве высококвалифицированных специалистов; \({w_{hsp}}\) — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата высококвалифицированных специалистов; \(Taxrat{e_{hsp}}\) — ставка НДФЛ для высококвалифицированных специалистов.

2) НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, рассчитывается следующим способом:

$$PI{T_{pat}} = {M_{pat}}{\rm{*}}{w_{pat}}{\rm{*}}Taxrat{e_{pat}}{\rm{*}}mnth, (6)$$

где \({M_{pat}}\) — численность иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность на основании патентов; \({w_{pat}}\) — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность на основании патентов; \(Taxrat{e_{pat}}\) — ставка НДФЛ для иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность на основании патентов.

В случае если сумма уплаченных фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную из фактически полученных доходов, тогда налог на доходы физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, рассчитывается по формуле:

$$PI{T_{pat}} = {M_{pat}}{\rm{*}}{C_{pat}}{\rm{*}}mnth, (7)$$

где \({M_{pat}}\) — численность иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность на основании патентов; \({C_{pat}}\) — стоимость патента.

При этом стоимость патента в регионе определяется по уравнению

$${C_{pat}} = FAP{\rm{*}}K{D_t}{\rm{*}}R{K_t}, (8)$$

где \(FAP\) — фиксированный авансовый платеж; \(K{D_t}\) — коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год; \(R{K_t}\) — региональный коэффициент, установленный на соответствующий календарный год.

3) НДФЛ, удержанный с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в рамках Трудового кодекса РФ, рассчитывается так:

$$PI{T_{LC}} = {M_{LC}}{\rm{*}}{w_{LC}}{\rm{*}}Taxrat{e_{LC}}{\rm{*}}mnth, (9)$$

где \({M_{LC}}\) — численность иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность в рамках Трудового кодекса РФ; \({w_{LC}}\) — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность в рамках Трудового кодекса РФ; \(Taxrat{e_{LC}}\) — ставка НДФЛ для иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность в рамках Трудового кодекса РФ.

Результаты моделирования

Анализ результатов, полученных с помощью моделирования НДФЛ для той части иностранной рабочей силы, которая осуществляет трудовую деятельность в Калининградской области легально, показал, что иностранные работники в 2015 г. пополнили региональную казну за счет отчислений по НДФЛ на сумму порядка 250,0 млн рублей, что составляет менее 2 % всех поступлений в бюджет по этому налогу.

Наибольший вклад в бюджет региона вносят иностранные работники из стран с безвизовым режимом въезда, осуществляющие трудовую деятельность на основании патентов, обеспечивая более 65 % всех прямых налоговых поступлений от иностранных работников. Дополнительные ощутимые финансовые средства в виде налогов поступают в бюджет от граждан стран-членов ЕАЭС и граждан стран с визовым режимом въезда — по 15 %. Наименьшее влияние на пополнение регионального бюджета оказывают высококвалифицированные специалисты, которые, несмотря на высокие доходы, вносят всего около 3 % общей суммы НДФЛ, удержанных с доходов иностранной рабочей силы. Объясняется это чрезвычайно низкими объемами привлекаемой иностранной рабочей силы соответствующей квалификации.

Результаты исследования влияния нелегальной части трудовой миграции на региональный бюджет показали, что недополученные налоги этой части иностранных работников хоть и не сильно значимы в показателях всего бюджета региона, но в абсолютных значениях достаточно весомы — около 35,5 млн рублей, или 0,2 % по статье доходов от НДФЛ в бюджете Калининградской области.

Условия, принимаемые для расчета модели:

1. Для целей исследования было принято предположение, что граждане стран-членов ЕАЭС, проживающие на территории Калининградской области более 90 дней, с большой долей вероятности занимались трудовой деятельностью. Поэтому трудовыми мигрантами из этих стран считались все граждане, вставшие на миграционный учет по месту временного пребывания.

2. Распределение иностранной рабочей силы по срокам пребывания в 2015 г. основано на оценках доступных данных по Калининградской области за предыдущие годы и среднероссийских показателей. Для расчета модели принимались следующие средние сроки осуществления иностранной рабочей силой трудовой деятельности в регионе: нерезиденты, работающие на основании разрешений на работу, — 6 месяцев; резиденты (включая высококвалифицированных специалистов), работающие на основании разрешений на работу, — 12 месяцев; нерезиденты, работающие на основании патентов, — 5 месяцев; нерезиденты, работающие в рамках ТК РФ, — 6 месяцев.

3. Оценка численности нелегально занятых трудовой деятельностью мигрантов проводилась расчетным методом по данным Территориального органа Федеральной миграционной службы России в Калининградской области и корректировалась результатами экспертного опроса.

4. Размер среднемесячной начисленной заработной платы иностранных работников из числа граждан стран-членов ЕАЭС определялся равным среднемесячной заработной плате по региону.

5. Оценка размеров среднемесячной начисленной заработной платы иностранных работников из числа нелегально занятых трудовой деятельностью проводилась экспертно и основывалась на предположении о соотношении среднемесячной заработной платы нелегальных и легальных иностранных работников: граждане, прибывшие из стран с визовым режимом въезда, — 80 % от заработков легальных иностранных работников с соответствующим статусом; граждане, прибывшие из стран с безвизовым режимом въезда, — 60 %; граждане, прибывшие из стран-членов ЕАЭС, — 60 %.

[1] О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[2] Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 772 от 20 октября 2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[4] О коэффициенте, отражающем региональные особенности рынка труда, для исчисления налога на доходы физических лиц иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на территории Калининградской области: закон Калининградской области от 25.11.2015 № 468. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
[1] Налоговыми нерезидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.