Экспорт

Оценка транспортного сектора экономики Калининградской области может быть осуществлена на основе анализа структуры и величины внешних для региона грузопотоков. Данный подход является обоснованным, учитывая специфику геополитического положения региона, а также незначительный объем внутрирегиональных перевозок по сравнению с внешними грузопотоками.

Информационной базой для анализа грузопотоков и оценки их структуры служит таможенная статистика внешней торговли по Калининградской области [1].

Структура внешних грузопотоков области оценивалась по направлениям экспорт и импорт, а также в зависимости от их доли в общем внешнем грузопотоке Калининградской области. На первом этапе анализа грузопотоков будут рассмотрены экспортные грузопотоки.

Грузопотоки по данным таможенной статистики анализировались по базовому уровню товарной позиции ТН ВЭД [1], то есть на уровне первых четырех знаков кода. Учитываются направления и географии поставок: страна назначения (при экспорте) и страна отправления (при импорте).

Для анализа структуры экспортных грузопотоков, а также определения перечня приоритетных грузов для области использовался метод АВС-анализа, который предполагает выбор 20 % позиций (грузов), отвечающих за 80 % результата (в нашем случае — общего объема экспортного грузопотока).

В качестве первого фактора для АВС-анализа использовалась статистическая стоимость грузопотока, измеряемая согласно нормам законодательства ЕАЭС в USD (1 USD = 1 доллар США).

Результат АВС-анализа экспортных грузопотоков по стоимости по всем товарным группам с учетом страны назначения приведен в разделе Статистика грузопотоков файл 5 (ABC_2017_EX)

Данные по приоритетным экспортным грузопотокам для Калининградской области (группа А) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Приоритетные экспортные грузопотоки Калининградской области (группа «А») по стоимости

Анализ данных таблицы 1 позволил выявить приоритетные товарные позиции по экспортному направлению, учитывая стоимость груза. К числу приоритетных экспортных грузопотоков для региона относятся следующие позиции:

1001 — Пшеница,

1003 — Ячмень,

1204 — Семена льна,

1507 — Масло соевое и фракции,

2304 — Жмыхи и другие твердые отходы,

2710 — Нефть и нефтепродукты,

3105 — Удобрения минеральные, химические и другие товарные позиции.

Группа «А», включающая 2 % всех товарных позиций описывает 79,9 % стоимости экспортного грузопотока.

Следующим фактором для АВС-анализа служит характеристика нетто груза (массы, объема) с использованием единицы измерения, применяемой в таможенной статистике внешней торговли [1]. Использование данного критерия для оценки работы регионального транспортного сектора более значимо, поскольку тариф на перевозку определяется преимущественно массой грузопотока (объемом грузопотока), планируемого к доставке.

Результат АВС-анализа экспортных грузопотоков по величине нетто-грузопотока (веса, объема) с учетом страны назначения приведен в разделе Статистика грузопотоков файл 6 ( 2017 г).

Данные по приоритетным экспортным грузопотокам (группа «А») по фактору нетто-грузопотока Калининградской области представлены в таблице 2.( 2017 г)

Таблица 2

Приоритетные экспортные грузопотоки Калининградской области (группа «А») по нетто грузопотока

Анализ данных позволил выявить приоритетные товарные позиции по экспортному направлению с учетом величины нетто-грузопотока. К числу приоритетных позиций относятся:

1001 — Пшеница,

1003 — Ячмень,

0713 — Овощи бобовые сушеные,

2308 — Виноградные выжимки,

7204 — Отходы и лом черных металлов,

4401 — Древесина топливная,

2306 — Жмыхи и твердые отходы и другие товарные позиции.

Группа «А», включающая 3,4 % всех товарных позиций, описывает 75,5 % величины нетто экспортного грузопотока. Совмещенный результат АВС-анализа по показателю стоимости и нетто экспортных грузопотоков Калининградской области представлен в таблице 3. ( 2017г)

Таблица 3

Совмещенный результат АВС-анализа экспортных грузопотоков


 ТНВЭД

НЕТТО

 ТНВЭД

СТОИМОСТЬ

2304

35123317

2304

24347085

2304

17238806

2304

6768020

2304

26067700

2304

12969393

1005

21813865

1005

4000861

2710

11748000

2710

3232375

2304

25150375

2304

11803056

4401

25951433

1507

49813788

1507

66994521

1001

3803454

1001

26230718

1001

27179657

1001

150182657

1001

5740893

1001

31416875

7204

5840434

2703

13251115

2710

3452975

7204

26438855

1001

4051944

2710

11544000

2308

3015467

1001

22195598

1005

2325547

2308

25786659

1507

141598351

2308

19247324

1001

5222788

1005

16299409

1001

5042059

1507

196432059

1003

5028327

1001

30722283

2304

12206107

1001

28011439

7204

13075814

1003

29405421

2306

4306740

2304

28414065

1005

3883000

7204

55711341

1514

83483779

2303

12434228

0713

3435634

2306

20098617

1001

4096628

1005

22848797

1507

13723159

2703

20030943

7204

2747103

1514

97557714

2304

19259861

0713

12116202

2710

3274860

1001

27494150

1515

12541314

1507

21509653

1507

23645197

7204

12189329

2306

9245525

2304

47741344

1001

4844000

2710

11990000

1001

22569971

1515

14541681

1003

4201252

1507

29683274

1507

16523361

2306

42395953

1604

3995444

1001

27000000

1514

2434654

2308

14212882

1512

3202321

1001

140195436

4418

3605756

1003

24713247

7308

20367513

1507

21347646

1204

2382560


Совместное использование данных факторов позволило выявить товарные группы, отвечающие за 79,9 % общей стоимости экспортного грузопотока и 75,5 % общей величины нетто грузопотока.

[1] Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД) — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций (редакция, действующая с 28 мая 2015 года, с изм. от 28.09.2015 № 127).
[2] Единицы измерения соответствуют данным таможенной статистики внешней торговли.