Туристическое поведение

Туристическое поведение анализируется по результатам социологического обследования лиц, посещающих Калининградскую область, проведенного в июле-августе 2015 г. Более подробную информацию см. по ссылке .

Поведение туристов на территории Калининградской области характеризуется следующими данными.

1. Подавляющее большинство туристов посещает четыре главные достопримечательности региона: Куршскую косу (53 %), Музей янтаря (51 %), Кафедральный собор на острове Канта (51 %) и Рыбную деревню в Калининграде (50 %). Другие объекты в регионе уступают им по привлекательности (рис. 1).

Рис. 1. Посещаемые туристами достопримечательности в Калининградской области

 

Никакие

16,0 %

Другие

8,0 %

Кирха Тапиау (Гвардейск)

1,4 %

Калининградский Историко-художественный музей

2,8 %

Храм Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Багратионовск)

2,8 %

Ботанический сад

3,1 %

Замки

10,1 %

Фридрихсбургские ворота (музей)

12,5 %

Форты Кёнигсберга

14,3 %

Фридландские ворота

16,4 %

Храм Христа Спасителя

17,4 %

Балтийская коса

18,8 %

.Королевские ворота

23,3 %

Калининградский зоопарк

24,4 %

Музей Мирового океана

31,4 %

Рыбная деревня

50,2 %

Кафедральный собор на о. Канта

51,2 %

Музей янтаря

51,2 %

Куршская коса

53,0 %

2. Один из важных факторов, характеризующих поведение туристов, — виды занятий, которым отдают предпочтение отдыхающие во время посещения Калининградской области. Респондентам было предложено с помощью пятибалльной шкалы выбрать те виды деятельности, которыми они предпочитают заниматься во время отдыха в регионе. Практически все обозначенные в опросе виды деятельности находились в диапазоне от 4 баллов и выше, а именно: отдых на море получил 4,8 балла, отдых на природе — 4,7 балла, знакомство с европейской архитектурой — 4,4 балла (рис. 2). Это свидетельствует о разнообразных возможностях, которые представляет регион, и о желании туристов ими воспользоваться.

Рис. 2. Туристские предпочтения при посещении Калининградской области

СПА-центры и санатории

3,30

Покупка одежды и других товаров из Европы

3,31

Покупка оригинальных продуктов питания и алкогольных напитков

3,64

Посещение развлекательных мероприятий (концертов, праздников)

4,00

Музеи, театры, выставочные залы

4,17

Иммануил Кант и другие исторические личности

4,21

Покупка сувенирных изделий из янтаря

4,23

Тевтонские замки и кирхи

4,28

Монументы и исторические места Первой и Второй мировых войн

4,29

Археологические памятники

4,30

Европейская архитектура

4,40

Отдых на природе

4,66

Отдых на море

4,80

 

3. Расходы на посещение Калининградской области примерно у половины посетителей (43 %) были запланированы в пределах 20—40 тыс. рублей. Однако лишь 27,1 % из них потратили запланированную сумму. И только те, кто собрался потратить от 5 до 20 тыс. рублей израсходовали больше, чем планировали (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение планируемых и фактических расходов (тыс. рублей) туристов в Калининградской области

 

Сумма

Планируемые

расходы

Фактические

расходы

До 5 тысяч рублей

0,7

16

5—10 тысяч рублей

5,2

18,2

11—20 тысяч рублей

13,4

25,7

21—30 тысяч рублей

18,6

15,6

31—40 тысяч рублей

24,5

11,5

51—60 тысяч рублей

16,7

5,6

61—70 тысяч рублей

7,1

2,6

71—80 тысяч рублей

4,8

1,1

81—100 тысяч рублей

2,6

1,9

Свыше 100 тысяч рублей

5,9

1,9

4. Распределение туристов по денежным затратам на посещение Калининградской области выглядит следующим образом: 25,7 % потратили 11—20 тыс. рублей; 15,6 % — 21—30 тыс. рублей, 24,6 % — более 31 тыс. рублей. Наименьшие расходы — от 5 до 10 тыс. рублей и менее 5 тыс. рублей — оказались у 18,2 и 16,0 % респондентов соответственно.

5. Ключевой причиной того, что фактические затрат оказались ниже запланированных, по мнению большинства туристов, стала нехватка свободного времени (80,7 %). Еще 4,5 % не нашли нужный товар или услугу; 9,7 % просто ожидали больших трат, однако реальные расходы оказались меньше; еще 6,8 % респондентов пришлось пересмотреть свой бюджет по личным обстоятельствам.

6. Вопреки сложившемуся мнению, что Калининградская область может стать отправной точкой для путешествий в соседние страны, лишь 7,2 % респондентов воспользовались такой возможностью и выезжали в Польшу (2,7 %), Литву (2,0 %), Беларусь (0,7 %) и Германию (0,3 %).

7. Основными статьями затрат туристов во время пребывания в Калининградской области стали расходы на транспорт и проживание — 13 497 и 21 607 рублей соответственно, на питание в кафе — 2 845 рублей, и еще 2 086 рублей тратили в среднем на покупку продуктов питания в магазинах и на рынке. Распределение расходов туристов по статьям затрат представлено в таблице.

Распределение расходов (в рублях) респондентов


Статья расходов

На семью в среднем за все время пребывания

На одного туриста за всё время пребывания

В сутки на одного туриста

Проезд до Калининградской области (на 1 человека)

12850,1

Питание в ресторанах, кафе

5291,5

2845,1

219,4

Покупка продуктов питания в магазинах, на рынке

3904,7

2086,1

160,8

Проживание

21607,9

11395,9

878,6

Местный транспорт

1827,3

976,2

75,3

Экскурсии

2408,2

742,3

57,2

Билеты в культурные учреждения, на культурные мероприятия

1235,5

363,9

28,1

Отдых и развлечения (аквапарки, аттракционы, прогулки)

2809,9

683,2

52,7

Покупка подарков, сувениров

5100,0

1746,6

134,7

Приобретение товаров (одежда, обувь, техника) на территории КО

8187,5

1121,6

86,5


Дополнительные расходы на товары личного потребления и подарки/сувениры (две последних строки в таблице) на одного туриста составляют 2940 рублей. Если к ним добавить еще расходы на дополнительные услуги (местный транспорт, экскурсии, отдых и билеты — 2 766 рублей), то общая сумма дополнительных расходов на одного туриста составляет уже 5 706 рублей.

8. От общего числа туристов, посетивших наш регион, 44,3 % планируют обязательно посетить область еще раз; практически столько же (43,5 %) еще не решили, приедут ли они сюда еще. Кроме того, 6,3 % планируют приехать в Калининградскую область с семьей; 3,7 % — с друзьями. Только 1,8 % твердо решили, что больше не будут посещать регион.