Глобальные цепочки создания стоимости

На всем протяжении формирования потребительской стоимости в отрасли или секторе продукт проходит систему ЦСС: ЦСС поставщика, ЦСС обрабатывающей фирмы, ЦСС канала дистрибуции. Отдельно взятая компания является лишь частью отраслевой ЦСС. В качестве примера отраслевой цепочки создания стоимости в мебельном производстве можно рассмотреть схему, представленную в статье С.Б. Авдашевой и др. «Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленности России)», эмпирической базой для построения которой послужили результаты формализованных и неформализованных интервью с руководителями предприятий и бизнес-ассоциаций в мебельной отрасли, дополненные сбором широкого круга информации о состоянии и развитии предприятий в этих отраслях [5] (Рисунок 1).

Рисунок 1 — Цепочка создания стоимости в мебельном производстве (на примере корпусной мебели)

Источник: [5].

Цепочка добавленной стоимости включает звенья, выделенные по функциональному признаку. Вместе с тем на Рисунке 1 приведены типичные (хотя далеко не все) варианты организационного объединения отдельных стадий цепочки [5]. Звенья данной цепи могут представлять собой разные компании, и любое звено может искать возможности выполнения задач, присущих другим звеньям цепи, для получения большей добавленной стоимости. И если одна компания осуществляет деятельность, присущую всем звеньям цепи, то про такую компанию говорят, что она полностью вертикально интегрированная.

Основные элементы отраслевой цепочки создания стоимости:

  • закупки сырья и материалов, сервис, запасные части, здания, машины и оборудование, инструменты и т.д.;
  • входящая логистика, включающая получение, хранение, контроль ТМЗ, планирование транспортных перевозок;
  • основная деятельность (производство, сборка), включающая обработку, упаковку, сборку, обслуживание оборудования, тестирование и все другие действия, создающие стоимость и преобразовывающие вклады в окончательный продукт;
  • исходящая логистика, включающая действия, необходимые для доставки конечной продукции: хранение на складах, выполнение заказа, перевозки, управление дистрибуцией;
  • маркетинг и продажи: действия, связанные с побуждением покупателей к совершению покупки продукта, включая выбор канала сбыта, рекламу, продвижение, продажи, ценообразование, менеджмент розничных продаж и т.д.;
  • сервисные услуги: действия, которые поддерживают и повышают ценность продукта, включая клиентскую поддержку, ремонтные услуги, установку, тренинг, обеспечение запасными частями, модернизацию и т.д.
[1] Об Особой экономической зоне в Калининградской области: федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ. URL: http://base. garant. ru (дата обращения: 15.09.2015).
[2] Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://base. garant.ru (дата обращения: 15.09.2015).
[3] О стратегии социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года : постановление администрации Калининградской области от 15 июля 2003 г. № 392. URL: http://www. garant. ru/hotlaw/kaliningrad/90873/ (дата обращения: 03.10.2015).
[4] О Концепции промышленной политики Калининградской области: постановление правительства Калининградской области от 27.08.2014 № 567. URL: http://www. garant. ru/hotlaw/kaliningrad/90873/ (дата обращения: 03.10.2015).
[5] Авдашева С.Б., Буданов И.А., Голикова В.В., Яковлев А.А. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленности России) Экономический журнал ВШЭ. — 2005. — № 9 (3). — С. 361—377.
[6] Большой энциклопедический словарь Калининградской области. — Калининград: Аксиос», 2011. — 456 с. URL: http://www. gako2006.narod. ru/bolshoy_slovar (дата обращения: 01.11.2015).
[7] Будоян Н. Мебельный бизнес — на грани краха? // СтройИнтерьер. URL: https://www. newkaliningrad. ru/articles/our/realty/1160494.html (дата обращения: 03.11.2015).
[8] Бунаков П.Ю. и др. Новая парадигма проектирования САПР сложной корпусной мебели для позаказного промышленного производства. — М.: Изд-во Московского государственного университета леса, 2007. — 320 с.
[9] Винокуров Е. Ю. Экономическая специализация Калининградской области: монография / науч. ред. А.П. Клемешев. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. — 329 с.
[10] Гареев Т.Р., Жданов В.П., Зверев Ю.М. и др. Становление новой экономики Калининградской области / под ред. Г.М. Федорова, В.П. Жданова. — Калининград: Изд-во КГУ, 2005. — 153 с.
[11] Долгопятова Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления: есть ли движение снизу? — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010.
[12] Дрок Т. Е. Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (1). — С. 22—28.
[13] Дрок Т.Е. О проблемах, тенденциях и перспективах мебельной отрасли региона в условиях кризиса // Труды международной научной конференции «Инновации в науке, образовании и бизнесе — 2012: в 2 ч. — Калининград: Изд-во КГТУ, 2012. — Ч. 2. — С. 184—186.
[14] Калининградская область в цифрах: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2009. — 319 с.
[15] Калининградская область в цифрах: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2014. — Т. 2. 243 с.
[16] Калининградская область: паспорт / Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. — М., 2015. — 8 с.
[17] Кондратьев В. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы «Перспективы». URL: http://www. perspektivy. info/rus/ekob/globalnyje_cepochki_dobavlennoj_stoimosti_v_sovremennoj_ekonomike_2014-03-17.htm (дата обращения: 04.11.2015).
[18] Курс MBA по стратегическому менеджменту / ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделл; пер. с англ. В. Егорова. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 597 с.
[19] Методы стратегического анализа: конспект видеолекций программы MBA Start / Moscow Business School. М., 2009.
[20] Олейник А.Н. Доминирование как результат сочетания интересов: бизнес-стратегии в ритейле и цепях поставок // Российский журнал менеджмента. — 2009. — № 7 (3). — С. 21—44.
[21] Основные направления вектора развития промышленного производства Калининградской области: аналитическая записка / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2007—2014.
[22] Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Калининградской области за 2008—2014 г.г.: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2010—2014 годы.
[23] Отраслевой обзор по мебельной отрасли по состоянию на 16.06.2015 г. // Национальное рейтинговое агентство. URL: http://www. ra-national. ru/sites/default/files/other/mebel_otrasl_16_06_15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
[24] Официальный сайт Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. URL: http://www. minprom. gov39.ru (дата обращения: 14.09.2015).
[25] Официальный сайт Минпромторга России. URL: http://minpromtorg. gov. ru (дата обращения: 13.09.2015).
[26] Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 175 с. URL: http://www.e-reading. club/bookreader. php/133034/Porter_-_Konkurentnoe_preimushchestvo._Kak_dostich'_vysokogo_rezul'tata_i_obespechit'_ego_ustoiichivost'.pdf (дата обращения: 14.09.2015).
[27] Промышленность Калининградской области: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2011—2014.
[28] Сайт Ассоциации калининградских мебельщиков. URL: http://www. akm39.ru (дата обращения: 10.10.2015).
[29] Сайт Калининградской торгово-промышленной палаты. URL: // http:// www. kaliningrad-cci. ru (дата обращения: 13.09.2015).
[30] Сухоруков А.В. Стратегия развития предприятий мебельной промышленности России: автореф. дис. … канд. экон. наук. Саратов. 2007. URL: // http://economy-lib. com/strategiya-razvitiya-predpriyatiy-mebelnoy-promyshlennosti-rossii#ixzz3tH7zn0g0 (дата обращения: 14.10.2015).
[31] Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Социально-экономическая география Калининградской области: учебное пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997. — 107 с.
[32] Фондовые материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2010—2014.
[33] Основные экономические показатели деятельности предприятий и организаций по добыче полезных искомаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2014. — 68 с.