Оценка транспортного сектора экономики Калининградской области может быть осуществлена на основе анализа структуры и величины внешних для региона грузопотоков. Данный подход является обоснованным, учитывая специфику геополитического положения региона, а также незначительный объем внутрирегиональных перевозок по сравнению с внешними грузопотоками.
Информационной базой для анализа грузопотоков и оценки их структуры служит таможенная статистика внешней торговли по Калининградской области [1].
Структура внешних грузопотоков области оценивалась по направлениям экспорт и импорт, а также в зависимости от их доли в общем внешнем грузопотоке Калининградской области. На первом этапе анализа грузопотоков будут рассмотрены экспортные грузопотоки.
Грузопотоки по данным таможенной статистики анализировались по базовому уровню товарной позиции ТН ВЭД [1], то есть на уровне первых четырех знаков кода. Учитываются направления и географии поставок: страна назначения (при экспорте) и страна отправления (при импорте).
Для анализа структуры экспортных грузопотоков, а также определения перечня приоритетных грузов для области использовался метод АВС-анализа, который предполагает выбор 20 % позиций (грузов), отвечающих за 80 % результата (в нашем случае — общего объема экспортного грузопотока).
В качестве первого фактора для АВС-анализа использовалась статистическая стоимость грузопотока, измеряемая согласно нормам законодательства ЕАЭС в USD (1 USD = 1 доллар США).
Результат АВС-анализа экспортных грузопотоков по стоимости по всем товарным группам с учетом страны назначения приведен в разделе Статистика грузопотоков файл 5 (ABC_2017_EX)
Данные по приоритетным экспортным грузопотокам для Калининградской области (группа А) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Приоритетные экспортные грузопотоки Калининградской области (группа «А») по стоимости
Анализ данных таблицы 1 позволил выявить приоритетные товарные позиции по экспортному направлению, учитывая стоимость груза. К числу приоритетных экспортных грузопотоков для региона относятся следующие позиции:
1001 — Пшеница,
1003 — Ячмень,
1204 — Семена льна,
1507 — Масло соевое и фракции,
2304 — Жмыхи и другие твердые отходы,
2710 — Нефть и нефтепродукты,
3105 — Удобрения минеральные, химические и другие товарные позиции.
Группа «А», включающая 2 % всех товарных позиций описывает 79,9 % стоимости экспортного грузопотока.
Следующим фактором для АВС-анализа служит характеристика нетто груза (массы, объема) с использованием единицы измерения, применяемой в таможенной статистике внешней торговли [1]. Использование данного критерия для оценки работы регионального транспортного сектора более значимо, поскольку тариф на перевозку определяется преимущественно массой грузопотока (объемом грузопотока), планируемого к доставке.
Результат АВС-анализа экспортных грузопотоков по величине нетто-грузопотока (веса, объема) с учетом страны назначения приведен в разделе Статистика грузопотоков файл 6 ( 2017 г).
Данные по приоритетным экспортным грузопотокам (группа «А») по фактору нетто-грузопотока Калининградской области представлены в таблице 2.( 2017 г)
Таблица 2
Приоритетные экспортные грузопотоки Калининградской области (группа «А») по нетто грузопотока
Анализ данных позволил выявить приоритетные товарные позиции по экспортному направлению с учетом величины нетто-грузопотока. К числу приоритетных позиций относятся:
1001 — Пшеница,
1003 — Ячмень,
0713 — Овощи бобовые сушеные,
2308 — Виноградные выжимки,
7204 — Отходы и лом черных металлов,
4401 — Древесина топливная,
2306 — Жмыхи и твердые отходы и другие товарные позиции.
Группа «А», включающая 3,4 % всех товарных позиций, описывает 75,5 % величины нетто экспортного грузопотока. Совмещенный результат АВС-анализа по показателю стоимости и нетто экспортных грузопотоков Калининградской области представлен в таблице 3. ( 2017г)
Таблица 3
Совмещенный результат АВС-анализа экспортных грузопотоков
ТНВЭД |
НЕТТО |
ТНВЭД |
СТОИМОСТЬ |
2304 |
35123317 |
2304 |
24347085 |
2304 |
17238806 |
2304 |
6768020 |
2304 |
26067700 |
2304 |
12969393 |
1005 |
21813865 |
1005 |
4000861 |
2710 |
11748000 |
2710 |
3232375 |
2304 |
25150375 |
2304 |
11803056 |
4401 |
25951433 |
1507 |
49813788 |
1507 |
66994521 |
1001 |
3803454 |
1001 |
26230718 |
1001 |
27179657 |
1001 |
150182657 |
1001 |
5740893 |
1001 |
31416875 |
7204 |
5840434 |
2703 |
13251115 |
2710 |
3452975 |
7204 |
26438855 |
1001 |
4051944 |
2710 |
11544000 |
2308 |
3015467 |
1001 |
22195598 |
1005 |
2325547 |
2308 |
25786659 |
1507 |
141598351 |
2308 |
19247324 |
1001 |
5222788 |
1005 |
16299409 |
1001 |
5042059 |
1507 |
196432059 |
1003 |
5028327 |
1001 |
30722283 |
2304 |
12206107 |
1001 |
28011439 |
7204 |
13075814 |
1003 |
29405421 |
2306 |
4306740 |
2304 |
28414065 |
1005 |
3883000 |
7204 |
55711341 |
1514 |
83483779 |
2303 |
12434228 |
0713 |
3435634 |
2306 |
20098617 |
1001 |
4096628 |
1005 |
22848797 |
1507 |
13723159 |
2703 |
20030943 |
7204 |
2747103 |
1514 |
97557714 |
2304 |
19259861 |
0713 |
12116202 |
2710 |
3274860 |
1001 |
27494150 |
1515 |
12541314 |
1507 |
21509653 |
1507 |
23645197 |
7204 |
12189329 |
2306 |
9245525 |
2304 |
47741344 |
1001 |
4844000 |
2710 |
11990000 |
1001 |
22569971 |
1515 |
14541681 |
1003 |
4201252 |
1507 |
29683274 |
1507 |
16523361 |
2306 |
42395953 |
1604 |
3995444 |
1001 |
27000000 |
1514 |
2434654 |
2308 |
14212882 |
1512 |
3202321 |
1001 |
140195436 |
4418 |
3605756 |
1003 |
24713247 |
7308 |
20367513 |
1507 |
21347646 |
1204 |
2382560 |
Совместное использование данных факторов позволило выявить товарные группы, отвечающие за 79,9 % общей стоимости экспортного грузопотока и 75,5 % общей величины нетто грузопотока.