Портрет туриста

С целью уточнения сведений о величине добавленной стоимости сектора «Туризм и рекреация», рассчитанных на основе официальных данных органов статистики (на региональном секторальном уровне), было проведено социологическое обследование посещающих Калининградскую область туристов [1]. Оно состоялось в июле-августе 2015 года, то есть в пик туристического сезона на территории региона. Исследование проводилось методом интервьюирования (личного формализованного опроса). Место проведения — наиболее посещаемые центры притяжения туристов:

— Калининград (железнодорожный вокзал «Северный», Музей Мирового океана, Музей янтаря, музей «Фридландские ворота», зоопарк, Региональный информационный центр туризма, крупные торгово-развлекательные комплексы города);

— г. Светлогорск (Информационно-туристический центр г. Светлогорска, ул. Ленина, рекреационная зона променада и пляж, железнодорожный вокзал, автовокзал — остановки внешнего маршрутного транспорта);

— г. Пионерский (рекреационная зона променада и пляж, городской парк, железнодорожный вокзал, автовокзал — остановки внешнего маршрутного транспорта);

— г. Зеленоградск (рекреационная зона променада и пляж, городской парк, железнодорожный вокзал, автовокзал — остановки внешнего маршрутного транспорта);

— пос. Янтарный (смотровая площадка Калининградского янтарного комбината, пляжная зона поселка, парк им. Беккера);

— Куршская коса (пос. Лесной — рекреационная зона променада и пляж; полевой стационар «Фрингилла», Музей природы Куршской косы, дюна «Эфа», пос. Морское, пос. Рыбачий);

— аэропорт Храброво.

Результаты обследования выявили, что значительная часть респондентов остановилась у родственников или знакомых, что дает туристам значительную экономию по расходам на пребывание в регионе — размещение, питание и др. Это не позволяло вычленить распределение поступлений от туристов по всем услугам сектора «Туризм и рекреация», следовательно, оценить их долю в формировании общей добавленной стоимости. По этой причине с целью выявления портрета «истинного туриста», то есть потребителя полного пакета туристских услуг в Калининградской области, проводилась дополнительная выборка респондентов. К «истинным туристам» были отнесены лица из числа респондентов, которые выбирали организованные средства размещения во время пребывания в регионе. В последующем анализе использовались ответы только туристов, остановившихся в гостиницах, гостевых домах, съемном жилье, в сельской усадьбе или санатории.

В результате из общей выборки респондентов, участвовавших в опросе (497 человек), в группу «истинный турист» были отнесены 292 человека (58,9 % от выборки).

По результатам опроса получены данные, позволившие составить портрет калининградского туриста, определить характерные черты его поведения в регионе и выявить факторы, способствующие повышению привлекательности области для посещений.

Портрет туриста Калининградской области

1. Половозрастное распределение близко к среднему по стране: 47,6 % подвыборки составляют мужчины, 52,4 % — женщины.

2. Более 50 % туристов — это лица в возрасте от 25 до 44 лет (29,3 и 23,1 % соответственно). Только 7,6 % туристов составляет молодежь в возрасте 18—24 лет, столько же — люди в возрасте 65 лет и старше (7,6 %), 45—54-летние — 20 %, 55—64-летние — 12,4 %.

3. Подавляющее большинство туристов имеют высшее образование (57,4 %), 3,9 % — неоконченное высшее, у 16,3 % опрошенных — среднее специальное образование, у 14,2 % — среднее техническое.

4. Страна проживания: 93,9 % туристов — россияне, 6,1 % — иностранцы (в том числе 3,0 % — из стран СНГ, 3,1 % — жители стран Восточной и Центральной Европы). Группа «истинные туристы» представлена жителями Восточной и Центральной Европы и СНГ лишь по 3 %. Представителей Прибалтики в исследуемой группе вообще нет.

5. Место проживания для граждан России: преобладают жители Центрального федерального округа (около 50 %); представители Северо-Западного федерального округа составляют примерно одну треть респондентов (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов по регионам (федеральным округам РФ) постоянного места проживания

Исходные данные

Северо-Кавказский ФО

0,7

Крымский ФО

0,7

Западная Европа

1,4

Южный ФО

1,7

Уральский ФО

2,4

СНГ

3,1

Восточная и Центральная Европа

3,1

Сибирский ФО

4,2

Дальневосточный ФО

4,5

Северо-Западный ФО

5,2

Приволжский ФО

5,5

Центральный ФО

15,6

Санкт-Петербург

17,6

Москва

34,3

 

6. Основная цель посещения Калининградской области для большинства туристов, приезжающих в регион, — отдых и различные виды туризма (62,4 %) (рис. 2). Для 10,3 % опрошенных основной целью приезда стал оздоровительный туризм, для 7,9 % — деловая поездка; 5,9 % привлек экскурсионный туризм; 4,5 % приезжают по семейным и родственным делам. При этом по общей выборке доля прибывающих по семейным и родственным делам составляет 14,4 %. К редким целям приезда можно отнести спортивный туризм (2,4 %), агро- и экотуризм (1,7 %), участие в соревнованиях (1,0 %) и медицинский туризм (0,3 %).

Рис. 2. Цель посещения Калининградской области в группе «истинный турист»

7. Более половины респондентов посетили Калининградскую область впервые (56,2 %); еще 26,4 % приезжают в регион раз в несколько лет; 11,0 % — раз в год, 4,8 % — раз в несколько месяцев и только 1,7 % — ежемесячно (рис. 3).

Рис. 3. Регулярность посещения Калининградской области

8. Транспортом, которым воспользовались туристы для прибытия в регион, для 76,6 % респондентов стал самолет, 16,1 % — поезд, 4,2 % — личный автомобиль, 1,7 % — междугородний автобус, 1 % — водный транспорт (рис. 4).

Рис. 4. Транспортные средства, используемые туристами

для прибытия в Калининградскую область

9. В среднем на проезд до места отдыха в расчете на одного человека туристы тратят 13 497 рублей. При этом прибывшие самолетом затратили в среднем 15 581 рубль на человека, поездом — 5 987 рублей, на личном автомобиле — 2 114 рублей.

10. Продолжительность пребывания на территории Калининградской области в среднем составила 13 суток.

11. Основным средством размещения является гостиница — здесь останавливаются 40,8 % туристов; 26,7 % размещаются в гостевых домах; 17,5 % снимают жилье; 14,4 % живут в санаториях; 0,7 % — в сельских усадьбах (рис. 5).

Рис. 5. Средства размещения туристов в Калининградской области

12. К наиболее популярным дестинациям внутри региона относятся Калининград (39,4 %), Светлогорск (24,0 %) и Зеленоградск (17,8 %). Еще 1,7 % туристов останавливаются в Балтийске, 1,4 % — в Янтарном; 15,7 % выбрали другой вариант (рис. 6).

Рис. 6. Населенные пункты — места пребывания туристов в Калининградской области

13. Использование систем онлайн-бронирования — самый популярный способ оплаты услуг по размещению (37,2 %). Вместе с тем приобретение полного пакета услуг также довольно распространено среди «истинных туристов» — 17,5 % (рис. 7).

Рис. 7. Способ оплаты пребывания в Калининградской области

Другая форма

16,5

Самостоятельно приобрел экскурсии в туристическом агентстве Калининградской области

0,7

Воспользовался услугами индивидуального экскурсовода

0,7

Самостоятельно приобрел групповые экскурсии в региональном туристическом информационном центре Калининградской области

1,1

Приобрел турпакет онлайн у калининградской турфирмы

1,4

Приобрел полный турпакет в туристском агентстве по месту жительства

17,5

Забронировал и оплатил гостиницу онлайн через систему бронирования (booking.com…)

24,9

Забронировал гостиницу онлайн на сайте отеля напрямую

37,2

 

14. Основным источником информации для туристов о Калининградской области являются отзывы родственников и друзей, уже побывавших в регионе: 54,4 % опираются на этот источник. Второй по популярности источник — справочно-информационные интернет-сайты (40,9 %). Третье место занимают отзывы знакомых и коллег (28,1 %). Такие источники, как пресса (19,2 %) и телевидение (18,5 %), пользуются меньшей популярностью; незначительно им уступают форумы, блоги и социальные сети в Интернете (15,7 %). Только 1,8 % туристов черпают информацию из рекламных изданий, и лишь 1,1 % — от туристических операторов.

15. Основные причины выбора Калининградской области как туристской дестинации — это красивая природа (48,8 %), интересная история и достопримечательности (44,6 %); среди других причин — хороший климат, безопасная среда и др. (рис. 8).

Рис. 8. Причины выбора Калининградской области в качестве туристской дестинации

Другое

34,8 %

Повлияло снижение курса рубля

0,7 %

Ужесточились санкции в отношении поездок россиян в зарубежные страны

1,7 %

Следую рекомендациям правительства по посещению российских курортов

2,1 %

Безопасная среда

2,8 %

Увидел интересную рекламу / передачу

4,2 %

Постоянно (регулярно) посещаю КО

4,9 %

Появились льготные авиабилеты

5,9 %

Хороший климат

14,3 %

Хорошая экологическая обстановка

17,1 %

Интересная история и достопримечательности

44,6 %

Красивая природа

48,8 %

[1] Опрос «Исследование туристической сферы Калининградской области» выполнен социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования рисков БФУ им. И. Канта, проводился методом личного интервью (face-to-face interview); руководитель — Е.С. Фидря, канд. социол. наук, зав. лабораторией.