Модель создания добавленной стоимости сектора туризма и рекреации — двухмерная модель оценки добавленной стоимости сектора при различных сценариях его развития с учетом ресурсных ограничений.
Модель является аналитической и относится к классу имитационных. Цель сценарного анализа состоит в репрезентативной оценке добавленной стоимости, исходя из ресурсных ограничений в секторе и планируемых к реализации крупных инвестиционных проектов. Сценарный анализ и моделирование проводятся на горизонте до 2030 г. При этом моделируется как общая добавленная стоимость, создаваемая в секторе, так и стоимость по отдельным услугам в составе турпродукта, соответствующим определенным видам экономической деятельности (услуги размещения; услуги питания; туристические услуги; экскурсионные услуги). В соответствии со сценарной добавленной стоимостью определяется размер требуемых инвестиций в основной капитал. Кроме того, модель учитывает оценку достигаемого в экономике региона в результате развития данного сектора мультипликативного эффекта, который выражается в изменении добавленной стоимости в связанных отраслях.
В процессе моделирования добавленной стоимости и ее сценарного анализа используется матрица коэффициентов экспертных оценок, полученных по результатам глубинных интервью руководителей предприятий и организаций сектора. В обследовании участвовали эксперты из числа представителей бизнеса и учреждений культуры, высших учебных заведений и консалтинговых организаций.
В качестве основных источников информации для построения модели были использованы следующие.
1. Статистические сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат).
2. Сведения форм годовой бухгалтерской отчетности предприятий и организаций Калининградской области.
3. Результаты глубинных интервью руководителей предприятий и организаций туристско-рекреационного комплекса региона.
4. Данные социологического обследования поведения туристов Калининградской области.
5. Нормативные и правовые акты, программные документы и научно-исследовательские работы, касающиеся развития туристско-рекреационного комплекса региона (в том числе Министерства туризма Калининградской области, Корпорации туризма Калининградской области и др.).
Из статистических сведений Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области в первую очередь использовались балансовые счета производства продукции (услуг) по основным видам экономической деятельности. Это дало представление о состоянии и развитии сектора на уровне хозяйствующих субъектов. Однако особенности статистического учета в регионе обусловили неполный охват видов экономической деятельности в секторе — учтены только услуги размещения и питания, а также экскурсионные услуги. Кроме того, отсутствуют сведения по элементам добавленной стоимости: амортизации, фонду оплаты труда, прибыли — как по хозяйствующим субъектам, так и по сектору в целом.
Сведения форм годовой бухгалтерской отчетности были получены по предприятиям и организациям, оказывающим туристические услуги (10 форм отчетности), услуги размещения (6 форм отчетности), музеям (3 формы отчетности). Обследованные предприятия по размеру, применяемой системе налогообложения, специализации в сфере туризма и рекреации могут быть определены как типичные. Это дало основание применить данные о структуре добавленной стоимости обследованных предприятий (доли амортизации, фонда оплаты труда и прибыли в добавленной стоимости) во всей совокупности хозяйствующих субъектов в секторе.
По итогам глубинных интервью из общего массива полученных данных были отобраны наиболее репрезентативные результаты опроса с руководителями 10 туристических компаний; 6 гостиниц и санаториев; 10 предприятий питания. Полученные первичные данные по финансово-экономическим показателям использованы для построения модели добавленной стоимости хозяйствующих субъектов.
Данные социологического обследования поведения туристов Калининградской области использованы для оценки портрета «истинного» туриста, его туристского поведения и выявления факторов привлекательности региона. В результате было установлено соответствие структуры расходов туристов на товары и услуги общей величине создаваемой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности (услугам) сектора.
Нормативные и правовые акты, программные документы и научно-исследовательские работы, касающиеся развития туристско-рекреационного комплекса Калининградской области, включали следующее.
1. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России).
2. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 461-р).
3. «Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу» (утверждена постановлением Правительства Калининградской области № 583 от 2 августа 2012 г.).
4. Программа подготовки к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу (утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 г. № 800).
5. Государственная программа Калининградской области «Туризм» (утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2013 г. № 993).
6. НИР «Разработка концепции комплексного развития туризма в Калининградской области на 2012—2018/2022 годы, включающей в себя мероприятия по развитию (восстановлению, созданию) туристической инфраструктуры, перечень имеющихся (воссоздаваемых) объектов с привязкой к конкретным туристическим зонам Калининградской области (отчет о НИР № 47-К/2012 от 26.07.2012 г.; заказчик — Агентство по туризму Калининградской области)».
7. НИР «Разработка методики расчета туристов в Калининградской области», 2014 г. (исполнитель: ООО «Научные разработки», г. Москва; заказчик — Министерство по туризму Калининградской области).
Основные характеристики модели добавленной стоимости сектора представлены в таблице:
Общая характеристика модели создания добавленной стоимости сектора туризма и рекреации в Калининградской области
№ п/п |
Основные характеристики модели |
Содержание параметров модели |
1. |
Класс модели |
Имитационное моделирование и сценарное прогнозирование |
2. |
Тип модели |
Модель системной оценки динамики добавленной стоимости в прогнозном периоде |
3. |
Виды частных моделей |
Частные модели в составе модели оценки сценарной добавленной стоимости (далее —ДС): — модель ДС без сценариев; — сценарная модель ДС, в том числе: — с учетом ресурсных ограничений; — без учета ресурсных ограничений; — мультипликативная модель ДС[1]; — инвестиционная модель ДС |
4. |
Виды основных |
Цепочка добавленной стоимости при производстве конечной продукции (услуг) |
5. |
Виды вспомогательных моделей и методов |
— модель конкуренции (на примере услуг средств размещения); — модель спроса на услуги туризма и рекреации (на примере услуг средств размещения); — модель продвижения (на примере услуг средств размещения); — модель занятости в секторе |
6. |
Объект моделирования |
— добавленная стоимость и составляющие ее элементы (прибыль, амортизация, оплата труда, налоги); — мультипликативные эффекты; — инвестиции в основной капитал |
7. |
Моделирование секторов в составе модели |
— сектор услуг размещения; — сектор услуг по экскурсионному обслуживанию; — сектор туристических информационных услуг; — сектор услуг питания (в части обслуживания туристов) |
8. |
Реализация основного метода прогнозирования |
Изменение управляющих параметров модели, разработка сценариев с учетом экспертных оценок и результатов социологического исследования |
9. |
Горизонт планирования и прогнозирования |
Средне- и долгосрочное планирование и прогнозирование услуг туристской индустрии |
10. |
Информационные технологии и программная оболочка |
Visio™, Statistica™, MS Word™, MS Excel™ |
Концептуальная схема моделирования добавленной стоимости в секторе туризма и рекреации Калининградской области представлена шестью связанными контурами в составе пяти частных моделей и модуля по мониторингу добавленной стоимости:
— модель добавленной стоимости без сценариев (контур 1);
— мультипликативная модель добавленной стоимости (контур 2);
— сценарная модель добавленной стоимости, в том числе:
• с учетом ресурсных ограничений (контур 3);
• без учета ресурсных ограничений (контур 4);
— инвестиционная модель добавленной стоимости (контур 5);
— мониторинг добавленной стоимости (контур 6).