Система региональных счетов

Система региональных счетов (СРС), которая должна превратиться в органическую составную часть системы национальных счетов Российской Федерации, находится в процессе становления. Благодаря методологии национального счетоводства на уровне региона появляется возможность решить ряд задач. В региональных счетах должны быть отражены следующие важнейшие в аналитико-прогностической деятельности показатели: 1) валовой выпуск товаров и услуг; 2) промежуточное потребление и добавленная стоимость по отраслям и секторам экономики, а также по региону в целом; 3) доходы экономических агентов по стадиям их образования и распределения; 4) распределение располагаемых доходов экономических агентов на конечное потребление и накопление; 5) межсекторальные и межрегиональные экономические потоки и пропорции между ними.

В идеальном виде СРС должна отражать информацию, касающуюся: 1) хозяйствующих субъектов, принимающих участие в региональных экономических процессах; 2) домашних хозяйствах; 3) организаций, выполняющих функции государственного управления; 4) экономических операций, связанных с производством материальных благ и услуг; 5) операций, связанных с распределением и перераспределением доходов, конечным потреблением, накоплением активов и др.

С целью разработки региональных счетов должна производиться группировка экономических агентов региона по секторам. Счета секторов призваны показать роль каждого сектора в производстве и потреблении, а также процессы перераспределения активов между ними. Но в настоящий период региональные счета составляются в консолидированном формате. Причем органами статистики по регионам в относительно законченном виде формируется только счет производства товаров и услуг. Однако исследователи и разработчики предпринимают усилия, направленные на получение экспериментальных оценок более широкого их круга с учетом доступной статистики, возможностей получения косвенных и экспертных оценок ряда показателей.

Важнейшее для СРС понятие — институциональная единица. Это экономический агент, ведущий полный набор бухгалтерских счетов и способный самостоятельно распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Для определения институциональной единицы также применяют следующие принципы:

а) домашние хозяйства считаются институциональными единицами, так как они самостоятельно распоряжаются своими ресурсами;

б) агенты, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;

в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы должны объединяться в сектора нефинансовых и финансовых корпораций, органов государственного управления, некоммерческих организаций, домашние хозяйств и т.д. Однако в настоящий период полноценная дифференциация региональных счетов по институциональным секторам затруднительна.

В соответствии с принципами счетоводства экономические операции отражаются в региональных счетах дважды: в ресурсах, и их использовании. Итоги операций на каждой стороне счета балансируются по определению или с помощью балансирующей статьи. Принципы и технология разработки региональных счетов освещены в научной и учебной литературе [6], [7], [8], [9].

Региональные счета выполняют важную функцию по обеспечению органов государственной власти и местного самоуправления информацией, необходимой для анализа социально-экономических процессов и принятия обоснованных управленческих решений. В этой связи работы по экспериментальной оценке показателей региональных счетов весьма актуальны. На начальном этапе становления полноценной системы таких счетов опытные исследователи рекомендуют использовать технологию матричного представления региональных показателей [2], [3]. Благодаря матричной форме представления региональных счетов повышается степень надежности получаемых оценок. Также эта форма обладает самостоятельной аналитической ценностью.

В рамках проекта участники коллектива разработчиков сформировали набор консолидированных региональных счетов, показатели которых затем были использованы при формировании матрицы, получившей в силу имеющейся научной традиции, наименование «Матрица социальных счетов (МСС)» или «Матрица счетов для анализа социальных процессов (МССП)», в англоязычной литературе — Social Accounting Matrix, SAM [4], [7], [8].

Применение матричного подхода на текущем этапе развития регионального счетоводства объясняется также тем, что он нуждается в сравнительно небольшом количестве данных. Благодаря возможности в матрице счетов балансировать ресурсы и использование по всем счетам одновременно, для разработки матричных счетов могут привлекаться весьма разреженные массивы информации. Кроме того, в матричном представлении значительно возрастает аналитическая ценность счетов.

В настоящее время не создана единая система для наполнения региональных счетов статистическими данными. В таблице 1 представлен перечень источников информации для получения показателей СРС, а также заполнения матрицы социальных счетов.

Таблица 1

Источники данных для разработки региональных счетов и заполнения МСС[1]

Группировка

Данные, необходимые к построению МСС

Источник

Национальная система таблиц «Затрат-Выпуск»


Госкомстат России

Данные бюджетов субъектов Российской Федерации.

1. Объемы конечного потребления домашних хозяйств

2. Данные о промежуточном потреблении

3. Объемы региональных закупок

4. Объемы закупок товаров для инвестирования

5. Экспорт / импорт регионов

6. Фонд заработной платы по отраслям

7. Объем валовой прибыли по отраслям

8. Данные о доходах/расходах домохозяйств ( а также трансферты)

9. Объем сбережений различных агентов

10.Объем сбережений регионального правительства

11.Региональные инвестиции

12.Экспорт / импорт в другие страны

13.Отток капитала из региона

14.Объем производства товаров и услуг

1—4: Калининградский территориальный орган статистики; Госкомстат России

5: Калининградская областная таможенная служба

6—11: Калининградский территориальный орган статистики.

12—13: Калининградская областная таможенная служба

14: Калининградский территориальный орган статистики; данные Министерства Финансов для расчетов распределения средств

А также статистические сборники:
«Национальные счета, «Ежегодный
статистический сборник»

Федеральный бюджет Российской Федерации.

1. Объемы федеральных закупок для распределения по регионам

2. Расходы/доходы федерального правительства в данном регионе

1. Отчет об исполнении бюджета

2. Отчет об исполнении бюджетов субъектов РФ

Данные о межбюджетных трансфертах

Трансферты федерального правительства регионам

1. Сайт Министерства финансов РФ; отчет об исполнении бюджетов регионами РФ.

Данные о сборах налогов в разбивке по регионам и отраслям

1. Налоги на произведенную продукцию (НДС, акцизы, импортные пошлины)

2. Налоги на имущество предприятий, платежи за использование природными ресурсами, социальные отчисления, акцизы берущиеся с производства

3. Налог с продаж, подоходный налог, налог на прибыль организаций

4. Экспортные пошлины

5. Налоги по бюджетным уровням

6. Налоги поступающие в федеральный бюджет

1. ФНС

2. ФНС

3. ФНС

4. Калининградская областная таможенная служба

5. ФНС

6. ФНС

Данные о межрегиональной торговле

1. Объем производства для внутреннего потребления в регионе

2. Объем потребления в регионе

3. Экспорт/ импорт в другие регионы

1. Калининградский территориальный орган статистики

2. Калининградский территориальный орган статистики

3. Калининградская областная таможенная служба

Отталкиваясь от доступных статистических данных, косвенных оценок, полученных с использованием разработанной в БФУ им. И. Канта балансовой модели, и экспертных оценок, участники коллектива проекта под руководством канд. экон. наук К.Ю. Волошенко разработали ряд консолидированных региональных счетов по данным 2012 г., принятого за базовый. В их числе «Счет товаров и услуг», «Счет производства», «Счет образования доходов», «Счет распределения первичных доходов», «Счет вторичного распределения доходов», «Счет использования располагаемого дохода» и «Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами» (табл. 2). Показатели этих счетов послужили отправной точкой к разработке МСС региона.

Таблица 2

Консолидированные региональные счета Калининградской области за 2012 г., тыс. руб.

1. Счет товаров и услуг

Использование

Ресурсы

4. Промежуточное потребление

460 084 227,00

1. Выпуск в основных ценах

724 705 900,00

5. Расходы на конечное потребление

208 930 781,40

2. Ввоз товаров и услуг

31 396 159,60

6. Валовое накопление

113 241 603,60

3. Импорт товаров и у слуг

376 563 704,00

7. Вывоз товаров и услуг

285 156 169,60

8. Экспорт товаров и у слуг

65 252 982,00

Всего:

1 132 665 763,60

Всего:

1 132 665 763,60

2. Счет производства

Использование

Ресурсы

2. Промежуточное потребление

460 084 227,00

1. Выпуск в основных ценах

724 705 900,00

3. ВРП в рыночных ценах

264 621 673,00





Всего:

724 705 900,00

Всего:

724 705 900,00

3. Счет образования доходов

Использование

Ресурсы

2. Оплата труда

110 696 950,00

1. ВРП в рыночных ценах

264 621 673,00

3. Другие налоги на производство

9 689 869,00

4. Другие субсидии на производство

5. Валовая прибыль

144 234 854,00

Всего:

264 621 673,00

Всего:

264 621 673,00

4. Счет распределения первичных доходов

Использование

Ресурсы

7. Доходы от собственности переданные

4 716 711,45

1. Валовая прибыль

144 234 854,00

8. Валовой региональный доход

313 691 595,42

2. Оплата труда

110 696 950,00

В том числе


Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной нерезидентам, включая регионы России

1 106 969,50

4. Налоги на производство и импорт

55 652 894,43

5. Субсидии на производство и импорт (-)

500 000,00

6. Доходы от собственности полученные

8 323 608,44

Всего:

318 408 306,87

Всего:

318 408 306,87

5. Счет вторичного распределения доходов

Использование

Ресурсы

3. Текущие трансферты переданные

163 476 080,36

1. Валовой региональный доход

313 691 595,42

4. Валовой располагаемый региональный доход

320 372 702,91

2. Текущие трансферты полученные

170 157 187,85

Всего:

483 848 783,27

Всего:

483 848 783,27

6. Счет использования располагаемого дохода

Использование

Ресурсы

2. Расходы на конечное потребление

208 930 781,40

1. Валовой располагаемый региональный доход

320 372 702,91

3. Валовые сбережения

111 441 921,51

Всего:

320 372 702,91

Всего:

320 372 702,91

7. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

Использование

Ресурсы

3. Капитальные трансферты переданные

195 503,36

1. Валовые сбережения

111 441 921,51

4. Валовое накопление

113 241 603,60

2. Капитальные трансферты полученные

17 987 686,90

5. Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-)

15 992 501,45

Всего:

129 429 608,41

Всего:

129 429 608,41

[1] Громова О.В. Построение и обновление региональных матриц социальных счетов. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/239471
[2] Замараев Б.А., Назарова А.Г. СНС и матричные формы представления статистических данных в практике макроэкономического анализа и прогнозирования // Вопросы статистики. 2011. № 2. С. 1—14.
[3] Захарченко Н.Г. Использование матриц социальных счетов в моделировании структуры экономической системы // Пространственная экономика. 2012. № 1. С. 69—89.
[4] Йенсен Й., Резерфорд Т., Тарр Д. Матрицы социального учета для регионов России, 2007. URL: http://econ.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTDEC/EXTRESEARCH
[5] Мартякова Е.В., Лепа В.В. Использование матрицы социальных счетов для оценки мультипликативных эффектов в экономике // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. Вып. 100-2. 2005. С. 150—157. URL: http://www.donntu.edu.ua
[7] Развитие региональных экономических счетов и макроэкономических измерений в России / Кам Ю., Масакова И., Татаринов А.; Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канадск. агентство по междунар. развитию. М.: ИЭПП, 2007.
[8] Татаринов А. Субнациональные счета: проблемы разработки и использование в региональном анализе. М.: ИЭПП, 2005.
[9] Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/metod.htm
[10] Структура ВРП по видам экономической деятельности в 2012 г. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
[11] Валовой региональный продукт: в текущих основных ценах — всего (1998—2012 гг.) URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
[1] Составлено Короленко А.Д.