При подготовке материала использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области — сборник «О реализации в Калининградской области Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом», оперативные данные государственного казенного учреждения Калининградской области «Миграционный центр»
Калининградская область — один из 42 субъектов Российской Федерации, который активно участвует в Программе оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа была утверждена в 2006 году (Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637) с целью объединения потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.
С 2007 по 2012 год реализовывался первый этап Программы. Калининградская область на первом этапе входила в число 12 субъектов РФ в группе «А», то есть субъект приоритетного вселения. В 2006 году в регионе была принята Миграционная программа. Для решения вопросов приема и первичной адаптации переселенцев создано казенное государственное учреждение Калининградской области «Миграционный центр», сотрудники которого ведут оперативное информационно-консультативное обслуживание участников Программы по постановке на первичный учет, оказывают содействие в жилищном обустройстве и трудоустройстве, ведут статистическое наблюдение за ходом переселения. В поселке Северный Багратионовского района в бывших зданиях воинской части был создан Центр временного размещения. В настоящий момент, по данным ГУКО «Миграционный центр», область располагает 7,4 тыс. м2 маневренного фонда жилья для реализации Программы и первичного жилищного обустройства переселенцев. На первом этапе реализации Программы в Калининградскую область прибыли более18 тыс. чел.
В 2012 году Государственная программа была усовершенствована. Ее новая редакция вступила в силу с 31 декабря 2012 года (Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289). В 2013 году была разработана новая региональная переселенческая программа. Она утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 1450-р «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2017 годы». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 года № 29-р утверждена новая подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2018–2020 годы, входящая в государственную программу Калининградской области «Развитие гражданского общества»[1].
Участники Государственной программы, а также члены их семей, совместно переселившиеся на постоянное место жительства в Калининградскую область, имеют право на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд (включая таможенные платежи), на уплату государственной пошлины за оформление документов. Участникам Программы выплачивается единовременное пособие в размере 20 тыс. руб., членам семьи — по 10 тыс. руб. Переселенцы могут также рассчитывать на ежемесячное пособие при отсутствии дохода от трудовой деятельности (сроком до 6 мес.), а также на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги в области занятости.
Потоки переселенцев носят устойчивый характер. Начиная с 2008 года в регион ежегодно прибывает до 3,5—5,5 тыс. чел. (таблица 1). Выбытия среди участников Программы минимальны. За период с 2007 года по 1 января 2017 года выехали обратно или переехали в другой российский регион 274 участника Программы.
Таблица 1
Численность участников Программы переселения соотечественников и членов их семей по годам прибытия и в среднем на 1 января 2017 года, чел.
Показатель |
На 1 января 2017 года |
В том числе по годам |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Численность участников Программы и членов их семей |
36640 |
413 |
3717 |
2304 |
2684 |
3622 |
5513 |
3222 |
5360 |
5231 |
4428 |
Выбыло участников Программы и членов их семей |
274 |
- |
16 |
31 |
24 |
25 |
23 |
24 |
21 |
50 |
60 |
В среднем доля участников Государственной программы в общем миграционном приросте населения области составляет за 2007-2016 годы реализации Программы 57,6 %. Миграционный прирост населения Калининградской области и миграционный прирост участников Программы показаны на рисунке ниже. В 2008—2010 годах доля переселенцев в миграционных обменах была значительной, доходя до 90 % от общего миграционного прироста (рисунок 1). Переселенцы довольно равномерно размещаются на территории области. Из 36640 прибывших в регион 16,3 тыс. проживают в сельской местности, около 20,34428 тыс. — в городах.
Рисунок 1. Общий миграционный прирост населения Калининградской области и миграционный прирост участников Программы
Переселенцы прибывают в Калининградскую область из 25 государств ближнего и дальнего зарубежья (рисунок 2). Основные регионы выхода переселенцев — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Армения, Украина, Молдова, Таджикистан.
Рисунок 2. Гражданство участников Программы и членов их семей по регионам выбытия в 2007-2016 годах
Прибывающие участники Программы и члены их семей — это лица активного трудоспособного возраста. По данным за 2016 год - 71,6 % прибывших. Возрастная структура переселенцев благоприятна для дальнейшего воспроизводства населения. Так количество детей и лиц старшего школьного возраста (младше трудоспособного возраста) составляет 23,3 %, лиц старше трудоспособного возраста — 5,1 % от общего числа прибывших.
Несмотря на то что Программа переселения не фиксирует прибывающих в регион по национальному признаку, так же как и российская статистика в целом (с 2008 года), тем не менее, очевидно, что подавляющее большинство переселенцев — это этнические русские. Причем одна из важнейших мотиваций приезда — возможность говорить и учить своих детей в России на русском языке. Об этом говорят многочисленные интервью с переселенцами. Отсутствие экономических перспектив ввиду низких заработков стали также серьезным фактором при принятии решения мигрировать. Среди причин, заставивших переселенцев принять решение о переезде, и политическая нестабильность. Выбор области для проживания для многих из них — это выбор стабильности и спокойной жизни, немаловажную роль играет географическая близость к европейским регионам.
Подавляющее большинство прибывших планирует остаться в области надолго, и выстраивают жизненные стратегии, направленные на всестороннюю адаптацию: покупка собственного жилья, трудоустройство с достойной зарплатой, взятие ипотечного кредита, карьерный рост, получение дополнительного образования, повышение квалификационного статуса. Большинство переселенцев настроены закрепиться в регионе, несмотря на то, что испытывают проблемы, связанные с оформлением гражданства, жилищным обустройством и поиском работы с достойным заработком.
И хотя внутренняя готовность переселенцев к адаптации высока, реальная адаптация, в частности трудовая, жилищное обустройство идут сложно. Имеющиеся здесь риски связаны отчасти с несовершенством институциональных механизмов Программы. Так, риск безработицы, напрямую подчас зависит от регистрации по месту жительства, отсутствия на первых этапах российского гражданства. Работодатели довольно часто отказывают переселенцам в трудоустройстве, если в их паспортах нет отметки о российском гражданстве. Отсутствие регистрации по месту жительства становится препятствием для получения кредитов, оформления сделок купли-продажи недвижимости, устройства детей в дошкольные учебные заведения и ряд других. При трудовой адаптации существует также риск несоответствия требований российских работодателей и уровня квалификации, профессионализма, которыми обладают прибывающие. По оценкам сотрудников Миграционного центра, многим переселенцам в рамках реализации Программы необходимо обучение и переобучение. Наиболее остро в этом нуждаются медицинские работники, которые могут трудиться по специальности только при наличии сертификатов российского образца. Из-за незнания используемых в России бухгалтерских программ возникают трудности с трудоустройством у бухгалтеров, администраторов, специалистов отделов кадров, кладовщиков, продавцов-консультантов. Незнание российского законодательства делает профессионально непригодными юристов, прибывающих в регион в рамках Программы.
Если для ряда профессий приобретение навыков можно восполнить курсами повышения квалификации, переобучением, то для видов деятельности, связанных с новыми технологиями, инновационным производством, проблема квалификационного соответствия стоит особенно остро. В будущем участие работодателей в снижении подобных рисков должно быть расширено. На первых этапах согласования кандидатов в качестве будущих участников региональных программ переселения имеет смысл не только вести базу данных вакансий, но разрабатывать совместно с работодателями своеобразные пакеты профессиональных компетенций и требований к потенциальным кандидатам на конкретные рабочие места в целом для соискателей, в том числе и для потенциальных переселенцев. Есть смысл с самого начала вести более активную работу с нашими соотечественниками за рубежом, желающими приехать в Россию, именно работодателям, которые в случае заинтересованности в конкретном работнике будут, по возможности, и предоставлять им гарантии. По данным Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, ситуация на рынке труда сегодня вполне позволяет это делать. В регионе сегодня фиксируется свыше 12,9 тыс. вакансий. При этом количество зарегистрированных безработных на 1 января 2018 года не превышает 0,8 % от экономически активного населения[2].