Региональные

Хорошо известны примеры больших межотраслевых сетей создания ценности, которые существуют в розничной торговле и отраслях производства потребительских товаров. Например, сеть с участием J. Sainsbury, большая продуктовая розничная сеть, взаимодействующая на долгосрочной основе со своими основными поставщиками мясной продукции, картофеля, лука и свежих фруктов (подчеркнем, что речь идет о достаточно крупных поставщиках, в силу чего ни один из партнеров не доминирует). Участники этой сети прилагают совместные усилия по улучшению качества продукции, ее безопасности, стабильности поставок. Благодаря этому создаются условия для повышения конкурентоспособности [26].

Среди менее известных, но достаточно характерных примеров — сеть создания стоимости Highland Premium Alberta Beef Alliance, занятая производством высококачественной говядины класса «премиум». Используя компьютерные технологии, сеть предоставляет данные о любом отдельном животном — такие как ежедневный привес или история болезни, — давая возможность фермерам улучшать породу и совершенствовать управление стадом. Сеть успешно обеспечивает свою конкурентоспособность на рынке эксклюзивного спроса, гарантируя требовательным потребителям этого сегмента высочайшее качество говядины, отсутствие в ней гормонов и антибиотиков и возможность, при желании, отследить «историю» продукта, поступающего на стол клиента. Часто в сети выделяется условный центр, берущий на себя функции координатора. Обычно этот управляющий центр формируется в точке «стыковки» цепочки поставок и цепочки спроса. Такая эволюция постепенно приводит к смещению в соотношении сил, появлению большей рыночной власти у тех или иных партнеров.

Т.В. Андреева и Ж.А. Ермакова в рамках исследования особенностей создания и распределения добавленной стоимости сформировали схемы цепочек создания стоимости в хлебопекарной, кондитерской и макаронной отраслях (Рисунки 1—3) [2].

Рисунок 1 — Цепочка создания добавленной стоимости продукта в хлебопекарном производстве [2]

Рисунок 2 — Цепочка создания добавленной стоимости продукта в кондитерском производстве [2]

Рисунок 3 — Цепочка создания добавленной стоимости продуктав макаронном производстве [2]

В рамках Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014—2020 годы также были представлены проекты цепочек добавленной стоимости в химической, горно-металлургической промышленности, а также в машиностроении. Пример цепочки создания добавленной стоимости в производстве продукции мясного животноводства, а также в зернопродуктовом подкомплексе представлены на Рисунках 4, 5.

Рисунок 4 — Цепочка создания добавленной стоимости в производстве продукции мясного животноводства [17]


Рисунок 5 — Цепочка создания добавленной стоимости в зернопродуктовом комплексе Казахстана [12]


С.Б. Авдашева, И.А. Буданов, В.В. Голикова, А.А. Яковлев в рамках своих исследований описали результаты применения метода цепочек создания добавленной стоимости к анализу конкурентоспособности предприятий трубной и мебельной промышленности РФ [1].

Таким образом, один из факторов экономической эффективности регионального развития — это формирование региональных цепочек создания стоимости. Результатом этого становится величина полученной добавленной стоимости от продажи товаров и услуг, созданных в организованных определенным способом цепочках создания добавленной стоимости или занимаемого места в них, удовлетворяющих требованиям мирового (регионального) рынка и повышающих благосостояние региона и работников отрасли.

[1] Авдашева С.Б., Буданов И.А., Голикова В.В. и др. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленной промышленности России). URL: http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal/articles/09_03_04.pdf (дата обращения: 24.12.2015)
[2] Андреева Т.В., Ермакова Ж.А. Формирование цепочек создания стоимости продукта в пищевой промышленности. URL: http://vestnik.osu.ru/2011_1/16.pdf (дата обращения: 24.12.2015).
[3] Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 2002.
[4] Боутеллир Р., Корстен Д. Стратегия и организация снабжения / пер. с нем.; под ред. Н.Ф. Титюхина. М.: КИА центр, 20 с.
[5] Gruen T.W., Corsten D. A comprehensive guide to retail out-of-stock reduction in the fast-moving consumer goods industry, 2007. 69 p. URL: http://www.gmaonline.org
[6] Волков Д.Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. СПб., 2008.
[7] Ивашковкская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. 2004. № 4. С. 113—132.
[8] Мартин Джон Д., Петти Вильям Дж. VBM — управление, основанное на стоимости. Корпоративный ответ революции акционеров. Днепропетровск, 2006.
[9] Калинина Е.А. Общая методология анализа цепочки ценностей / Е.А. Калинина, А.А. Соболева. URL: http://www.rusnauka.com/20_AND_2009/Economics/48917.doc.htm (дата обращения:11.01.2016)
[10] Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации. Какие выводы можно сделать на основе анализа цепочки накопления стоимости? / пер. с англ. Препринт WP5/2002/03. М., 2002.
[11] Кларк Дж. Б. Распределение богатства / пер. с англ. М., 1992.
[12] Кондратьев В.Б. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=269044 (дата обращения: 24.12.2015)
[13] Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Е. Портер; пер. с англ. М., 2005.
[14] Конкурентоспособность и развитие частного сектора: Казахстан, 2010 год. Стратегия повышения отрас-левой конкурентоспособности // ОЭСР. URL: http://www.skillsforemployment.org/wcmstest4/idcplg?IdcService=GET_FILE&dID=84753&dDocName=WCMSTEST4_063447&allowInterrupt=1 (дата обращения: 24.12.2015).
[15] Конференция ООН по торговле: несколько десятков корпораций правят миром, и это хорошо. URL: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/economics/konferentsiya-oon-po-torgovle-neskolko-desyatkov-korporatsiy-pravyat-mirom-i-eto-horosho/tr?lang=ru (дата обращения: 24.12.2015).
[16] Конференция ООН по торговле: несколько десятков корпораций правят миром, и это хорошо. URL: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/economics/konferentsiya-oon-po-torgovle-neskolko-desyatkov-korporatsiy-pravyat-mirom-i-eto-horosho/tr?lang=ru (дата обращения: 24.12.2015).
[17] Конференция ООН по торговле: несколько десятков корпораций правят миром, и это хорошо. 28 февраля 2013 г. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3244103 (дата обращения: 11.01.2016).
[18] Кристоф Арндт, Кэлли Кормиер, Евгений Рязанов. Управление цепочкой добавленной стоимости и пре-одоление бедности в сельской местности: опыт проекта в Кыргызстане. Кыргызстан. 2005. URL: http://www.agro-asia.com/7/info-58 (дата обращения: 11.01.2016).
[19] Основные аспекты исследования четырех секторов отрасли животноводства в Казахстане. Раздел «Мясное животноводство» // Инвестиционный центр ФАО. URL: http://www.eastagri.org/publications/pub_docs/3_scado_meat_sector_RU_press. pdf (дата обращения: 24.12.2015).
[20] Приложение к Концепции международной выставки «KAZAKHSTAN INVESTMENT EXPO 2014». URL: http://www.botschaft-kaz.de/ru/pdf/expo2017.pdf (дата обращения: 24.12.2015).
[21] Развитие экономических коридоров. Анализ цепей поставок // Институт АБР / Институт ЦАРЭС. 13 ноября 2013 г. URL: http://www.carecprogram.org/uploads/events/2013/TOKYO-Global-Supply-Chains/009_103_209_CARECI-ECD-Supply-Chain-ru. pdf (дата обращения: 11.01.2016).
[22] Рахматуллина З. Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31 (246) URL: http://afdanalyse.ru/news/ehvoljucija_kategorii_dobavlennaja_stoimost_v_ehkonomicheskoj_literature/2012—10—03—231 (дата обращения: 11.01.2016).
[23] Сектор шерсти. Отчет подготовлен Инвестиционным центром ФАО под руководством старшего агронома Тури Филеччиа «Основные аспекты исследования четырех секторов отрасли животноводства в Казахстане». URL: http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/tci/docs/LH4-Wool.pdf (дата обращения: 24.12.2015).
[24] Ситник П.Е. Использование показателей экономической прибыли для построения регионального рейтинга российских непубличных компаний // Корпоративные финансы. 2008. № 4. С. 114—121.
[25] Сэй Ж.Б. Катехизис политической экономии / пер. с фр. СПб., 1833.
[26] Черемушкин С.В. Денежная добавленная стоимость CVA (Cash value added) и остаточный денежный поток RCF (Residual cash flow) // Управление корпоративными финансами. 2008. 03(27).
[27] Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок / пер. с англ.; под ред. В.С. Лукинского. СПб., 2006.
[28] Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учеб. пособие / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М., 2010.
[29] Экономика XXI века: глобальные цепочки стоимости вместо национального экспорта. URL: http://finance.rambler.ru/news/analytics/130793383.html (дата обращения: 24.12.2015).
[30] Baldwin R., Venables A. Spiders and Snakes: Offshoring and Agglomeration in the Global Economy / National Bureau of Economic Research. 2010. URL: http://www.nber.org/papers/w16611 (дата обращения: 24.12.2015).
[31] Chopra S., Meindl P. Supply chain management. London: Prentice Hall, 2001.
[32] Fernandez P. EVA and Cash value added do NOT measure shareholder value creation. University of Navarra — IESE Business School, 2015.
[33] Fernandez Р. Three Residual Income Valuation Methods And Discounted Cash Flow Valuation. University of Navarra — IESE Business School, 2003.
[34] Interconnected Economies: Benefiting from Global Value Chains (Preliminary version) / Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development. 2013. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/interconnected-economies_9789264189560-en (дата обращения: 24.12.2015).
[35] Kannegiser M. Value Chain Management in the Chemical Industry. Global Value Chain Planning of Commodi-ties. Haidelberg, 2008.
[36] Kaplinsky R., Morris M. A handbook for Value Chain Research / The International Development Research Centre. 2001. URL: http://www.prism.uct.ac.za/Papers/VchNov01.pdf (дата обращения: 11.01.2016).
[37] Knolmayer G., MertensP., ZeierA.: Supply Chain Management auf Basis von SAP-Systemen: Perspektiven der Auftragsabwicklung fur Industri-ebetriebe, Berlin u. a.: Springer, 2000.
[38] Stadtler H., Kilger C. Supply chain management and advanced planning. Concepts, models, software and case studies. 4th ed. Springer, 2008.
[1] Здесь и далее используется понятие цепочки создания стоимости (ЦСС).