Хорошо известны примеры больших межотраслевых сетей создания ценности, которые существуют в розничной торговле и отраслях производства потребительских товаров. Например, сеть с участием J. Sainsbury, большая продуктовая розничная сеть, взаимодействующая на долгосрочной основе со своими основными поставщиками мясной продукции, картофеля, лука и свежих фруктов (подчеркнем, что речь идет о достаточно крупных поставщиках, в силу чего ни один из партнеров не доминирует). Участники этой сети прилагают совместные усилия по улучшению качества продукции, ее безопасности, стабильности поставок. Благодаря этому создаются условия для повышения конкурентоспособности [26].
Среди менее известных, но достаточно характерных примеров — сеть создания стоимости Highland Premium Alberta Beef Alliance, занятая производством высококачественной говядины класса «премиум». Используя компьютерные технологии, сеть предоставляет данные о любом отдельном животном — такие как ежедневный привес или история болезни, — давая возможность фермерам улучшать породу и совершенствовать управление стадом. Сеть успешно обеспечивает свою конкурентоспособность на рынке эксклюзивного спроса, гарантируя требовательным потребителям этого сегмента высочайшее качество говядины, отсутствие в ней гормонов и антибиотиков и возможность, при желании, отследить «историю» продукта, поступающего на стол клиента. Часто в сети выделяется условный центр, берущий на себя функции координатора. Обычно этот управляющий центр формируется в точке «стыковки» цепочки поставок и цепочки спроса. Такая эволюция постепенно приводит к смещению в соотношении сил, появлению большей рыночной власти у тех или иных партнеров.
Т.В. Андреева и Ж.А. Ермакова в рамках исследования особенностей создания и распределения добавленной стоимости сформировали схемы цепочек создания стоимости в хлебопекарной, кондитерской и макаронной отраслях (Рисунки 1—3) [2].
Рисунок 1 — Цепочка создания добавленной стоимости продукта в хлебопекарном производстве [2]
Рисунок 2 — Цепочка создания добавленной стоимости продукта в кондитерском производстве [2]
Рисунок 3 — Цепочка создания добавленной стоимости продуктав макаронном производстве [2]
В рамках Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014—2020 годы также были представлены проекты цепочек добавленной стоимости в химической, горно-металлургической промышленности, а также в машиностроении. Пример цепочки создания добавленной стоимости в производстве продукции мясного животноводства, а также в зернопродуктовом подкомплексе представлены на Рисунках 4, 5.
Рисунок 4 — Цепочка создания добавленной стоимости в производстве продукции мясного животноводства [17]
Рисунок 5 — Цепочка создания добавленной стоимости в зернопродуктовом комплексе Казахстана [12]
С.Б. Авдашева, И.А. Буданов, В.В. Голикова, А.А. Яковлев в рамках своих исследований описали результаты применения метода цепочек создания добавленной стоимости к анализу конкурентоспособности предприятий трубной и мебельной промышленности РФ [1].
Таким образом, один из факторов экономической эффективности регионального развития — это формирование региональных цепочек создания стоимости. Результатом этого становится величина полученной добавленной стоимости от продажи товаров и услуг, созданных в организованных определенным способом цепочках создания добавленной стоимости или занимаемого места в них, удовлетворяющих требованиям мирового (регионального) рынка и повышающих благосостояние региона и работников отрасли.