Результаты обследования

Все обследуемые предприятия относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Организационно-правовая форма — общества с ограниченной ответственностью, применяющие общую систему налогообложения (ОСН) или упрощенную систему налогообложения (УСН).

Доля импортного сырья и материалов, используемых в производстве, находится в диапазоне от 84 до 98 %. При этом основными видами закупаемого сырья, материалов и комплектующих являются: МДФ (32,0 %), ДСП (26,0 %), кромка (6,5 %), лакокрасочные материалы (ЛКМ) (6,8 %), стекло и зеркала (9,7 %), фурнитура (18,2 %), комплектующие (12,2 %), упаковка (20,9 %), кожа (57,0 %), ткань (35,0 %)[1].

Доля налогов и сборов, включаемых в себестоимость производимой продукции: отчисления во внебюджетные фонды, налог на землю, налог на доходы по УСН, плата за фактическое загрязнение (в пределах норматива) окружающей природной среды, налог на имущество, транспортный налог, — на обследуемых предприятиях составляет в среднем от 5 до 7 %.

Мебельные предприятия используют режим ОЭЗ-1996 в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [2], что предполагает их освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе импортных сырья, материалов и комплектующих и вывозе готовой продукции на остальную территории РФ. Иные платежи, непосредственно связанные с ввозом импортных материально-технических и производственных ресурсов, составляют в среднем от 500 до 1500 рублей (в зависимости от суммы инвойса).

В качестве ключевых проблем для мебельных предприятий региона респонденты называли недостаток финансовых средств (68,0 %) и высокий уровень налогообложения (59,4 %). Отмечались также сложности с привлечением заемных средств (41,0 %), особенно для субъектов малого предпринимательства. В этой связи используются преимущественно следующие источники финансирования: собственный капитал, кредитные линии или займы международных компаний. Кредитные линии открывают в основном с целью пополнения оборотных средств; ставки по таким кредитам колеблются от 12,5 до 15,0 % в зависимости от срока кредитования (3—5 лет). В качестве заемного капитала привлекают займы международных компаний (например, Германии) на срок до 4 лет по ставке 9 % годовых.

В ходе обследования было выявлено, что для ведения бизнеса необходимо повысить доступность кредитных ресурсов и устранить административные барьеры на пути инвестиций. Однако в отношении эффективности применяемой системы кредитования ответы респондентов разделились — средняя ее оценка составила 3,4 балла по пятибалльной шкале.

В современных условиях необходима определенная сдерживающая позиция государства в отношении регулирования ставок и погашения задолженности по кредитам, включающая в себя:

  1. создание благоприятных условий для кредитования коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • увеличение размера кредита для юридических лиц до 20 млн рублей, для предпринимателей без образования юридического лица — до 1 млн рублей;
    • увеличение сроков кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства до 5 лет при одновременном снижении процентных ставок по кредиту;
  2. расширение целевого кредитования предприятий, в том числе под расчеты за поставленную продукцию (факторинг), предполагающего инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

Отсутствие необходимого залогового обеспечения и кредитной истории (56 %) являются главными причинами отказа в предоставлении кредита на развитие собственного бизнеса.

Государством принимаются определенные меры в данной сфере: государственное гарантирование кредитов, предоставление льгот по кредитам и кредитных ресурсов в рамках реализации различных программ. Так, эффективность государственной поддержки респонденты оценили в 3,2 балла по пятибалльной шкале, выделив при этом следующие наиболее эффективные, на их взгляд, меры поддержки:

  • льготное налогообложение малого бизнеса;
  • меры финансовой поддержки со стороны Фонда поддержки предпринимательства Калининградской области: субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат на приобретение оборудования и затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

На вопрос анкеты «Охарактеризуйте влияние курса валют на Ваше производство», оцениваемое по шкале от – 2 до + 2 баллов, где – 2 — «очень сильный ограничивающий эффект», 0 — «не оказывают никакого влияния», а + 2 — «очень сильный стимулирующий эффект», большинство респондентов (81 %) оценили влияние в среднем в – 1 балл, что свидетельствует об ограничивающем влиянии этого фактора.

Доля поставок в другие регионы России в общем объеме производимой продукции мебельными предприятиями за 2014 г. составила в среднем 77 % (по данным Минпромторга — 80 %); при этом следует отметить, что у 70 % производителей корпусной мебели эта доля достигает 95 % (Рисунок 1).

Рисунок 1 — Структура поставок продукции на внешние рынки в общем объеме производимой продукции в 2014 г., %

На внутреннем рынке реализуется в среднем 23 % производимой продукции, причем сведения по респондентам варьируются в пределах от 2 до 28 %.

Названные респондентами основные каналы сбыта отобранных для целей обследования пяти видов продукции распределились следующим образом: долгосрочные договорные отношения — 74,5 %, розничная торговля (мебельные салоны) — 21,0 %, выставки и ярмарки — 4,5 %.

Географию поставок (закупок) товарно-материальных ценностей (ТМЦ) за 2014 г. мебельные компании охарактеризовали следующим образом (Рисунок 2).

Рисунок 2 — География поставок (закупок) ТМЦ за 2014 г. для мебельных предприятий региона, %

Основными странами — поставщиками сырья, материалов и комплектующих, используемых в производстве мебельной продукции, выступают: Республика Польша, Италия, Испания, Китай, Россия, Германия, Литва, Австрия. В числе основных регионов РФ, поставляющих сырье, материалы и комплектующие, респондентами были названы Московская и Калининградская области, а также города Москва и Екатеринбург.

Респонденты отметили, что основными странами — поставщиками производственного оборудования являются Германия, Италия, а технологии изготовления и дизайнерские проекты мебельные компании приобретают в Италии.

Оценка эффективности мер поддержки мебельных предприятий в целях предотвращения негативных последствий «проблемы-2016», которая проводилась по пятибалльной шкале: «0» — отсутствуют или нет необходимости; «– 1» — самая низкая оценка эффективности; «– 5» — самая высокая оценка эффективности, — представлена на Рисунке 3.

Рисунок 3 — Результаты оценки эффективности мер поддержки мебельных предприятий в целях предотвращения негативных последствий «проблемы-2016», в баллах

Таким образом, большинство респондентов признали меры поддержки неэффективными:

  • поддержка инвестиционных проектов и модернизации (82 %);
  • обеспечение кадрами (68 %);
  • стимулирование выхода на новые рынки (80 %);
  • развитие производственной инфраструктуры (76 %);
  • поддержка инноваций (79 %).

Бизнесу нужны квалифицированные кадры, и данный факт подтверждают результаты проводимого обследования (2,25 балла). Проблема квалификации кадров (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) стоит в настоящее время особенно остро, и это отмечают 68 % респондентов.

Бизнес-сообщество региона, что было подтверждено результатами обследования, положительно относится и поддерживает сотрудничество с региональными органами власти и органами местного самоуправления. Э то сотрудничество должно расширяться и стать более открытым, концентрироваться на вопросах создания благоприятных условий для предпринимательства и роста деловой активности. Более половины предпринимателей оценивают взаимодействие бизнеса с властью как эффективное и рассчитывают на поддержку в дальнейшем.

Результаты обследования позволили сформировать цепочки создания стоимости, оценить ее структуру и величину по звеньям в разрезе видов продукции

[1] В скобках указана доля отдельных видов сырья, материалов и комплектующих в общем объеме поставок. 
[1] Об Особой экономической зоне в Калининградской области: федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ. URL: http://base. garant. ru (дата обращения: 15.09.2015).
[2] Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://base. garant.ru (дата обращения: 15.09.2015).
[3] О стратегии социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года : постановление администрации Калининградской области от 15 июля 2003 г. № 392. URL: http://www. garant. ru/hotlaw/kaliningrad/90873/ (дата обращения: 03.10.2015).
[4] О Концепции промышленной политики Калининградской области: постановление правительства Калининградской области от 27.08.2014 № 567. URL: http://www. garant. ru/hotlaw/kaliningrad/90873/ (дата обращения: 03.10.2015).
[5] Авдашева С.Б., Буданов И.А., Голикова В.В., Яковлев А.А. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленности России) Экономический журнал ВШЭ. — 2005. — № 9 (3). — С. 361—377.
[6] Большой энциклопедический словарь Калининградской области. — Калининград: Аксиос», 2011. — 456 с. URL: http://www. gako2006.narod. ru/bolshoy_slovar (дата обращения: 01.11.2015).
[7] Будоян Н. Мебельный бизнес — на грани краха? // СтройИнтерьер. URL: https://www. newkaliningrad. ru/articles/our/realty/1160494.html (дата обращения: 03.11.2015).
[8] Бунаков П.Ю. и др. Новая парадигма проектирования САПР сложной корпусной мебели для позаказного промышленного производства. — М.: Изд-во Московского государственного университета леса, 2007. — 320 с.
[9] Винокуров Е. Ю. Экономическая специализация Калининградской области: монография / науч. ред. А.П. Клемешев. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. — 329 с.
[10] Гареев Т.Р., Жданов В.П., Зверев Ю.М. и др. Становление новой экономики Калининградской области / под ред. Г.М. Федорова, В.П. Жданова. — Калининград: Изд-во КГУ, 2005. — 153 с.
[11] Долгопятова Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления: есть ли движение снизу? — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010.
[12] Дрок Т. Е. Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (1). — С. 22—28.
[13] Дрок Т.Е. О проблемах, тенденциях и перспективах мебельной отрасли региона в условиях кризиса // Труды международной научной конференции «Инновации в науке, образовании и бизнесе — 2012: в 2 ч. — Калининград: Изд-во КГТУ, 2012. — Ч. 2. — С. 184—186.
[14] Калининградская область в цифрах: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2009. — 319 с.
[15] Калининградская область в цифрах: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2014. — Т. 2. 243 с.
[16] Калининградская область: паспорт / Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. — М., 2015. — 8 с.
[17] Кондратьев В. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы «Перспективы». URL: http://www. perspektivy. info/rus/ekob/globalnyje_cepochki_dobavlennoj_stoimosti_v_sovremennoj_ekonomike_2014-03-17.htm (дата обращения: 04.11.2015).
[18] Курс MBA по стратегическому менеджменту / ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделл; пер. с англ. В. Егорова. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 597 с.
[19] Методы стратегического анализа: конспект видеолекций программы MBA Start / Moscow Business School. М., 2009.
[20] Олейник А.Н. Доминирование как результат сочетания интересов: бизнес-стратегии в ритейле и цепях поставок // Российский журнал менеджмента. — 2009. — № 7 (3). — С. 21—44.
[21] Основные направления вектора развития промышленного производства Калининградской области: аналитическая записка / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2007—2014.
[22] Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Калининградской области за 2008—2014 г.г.: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2010—2014 годы.
[23] Отраслевой обзор по мебельной отрасли по состоянию на 16.06.2015 г. // Национальное рейтинговое агентство. URL: http://www. ra-national. ru/sites/default/files/other/mebel_otrasl_16_06_15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
[24] Официальный сайт Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. URL: http://www. minprom. gov39.ru (дата обращения: 14.09.2015).
[25] Официальный сайт Минпромторга России. URL: http://minpromtorg. gov. ru (дата обращения: 13.09.2015).
[26] Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 175 с. URL: http://www.e-reading. club/bookreader. php/133034/Porter_-_Konkurentnoe_preimushchestvo._Kak_dostich'_vysokogo_rezul'tata_i_obespechit'_ego_ustoiichivost'.pdf (дата обращения: 14.09.2015).
[27] Промышленность Калининградской области: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2011—2014.
[28] Сайт Ассоциации калининградских мебельщиков. URL: http://www. akm39.ru (дата обращения: 10.10.2015).
[29] Сайт Калининградской торгово-промышленной палаты. URL: // http:// www. kaliningrad-cci. ru (дата обращения: 13.09.2015).
[30] Сухоруков А.В. Стратегия развития предприятий мебельной промышленности России: автореф. дис. … канд. экон. наук. Саратов. 2007. URL: // http://economy-lib. com/strategiya-razvitiya-predpriyatiy-mebelnoy-promyshlennosti-rossii#ixzz3tH7zn0g0 (дата обращения: 14.10.2015).
[31] Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Социально-экономическая география Калининградской области: учебное пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997. — 107 с.
[32] Фондовые материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2010—2014.
[33] Основные экономические показатели деятельности предприятий и организаций по добыче полезных искомаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2014. — 68 с.