Все обследуемые предприятия относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Организационно-правовая форма — общества с ограниченной ответственностью, применяющие общую систему налогообложения (ОСН) или упрощенную систему налогообложения (УСН).
Доля импортного сырья и материалов, используемых в производстве, находится в диапазоне от 84 до 98 %. При этом основными видами закупаемого сырья, материалов и комплектующих являются: МДФ (32,0 %), ДСП (26,0 %), кромка (6,5 %), лакокрасочные материалы (ЛКМ) (6,8 %), стекло и зеркала (9,7 %), фурнитура (18,2 %), комплектующие (12,2 %), упаковка (20,9 %), кожа (57,0 %), ткань (35,0 %)[1].
Доля налогов и сборов, включаемых в себестоимость производимой продукции: отчисления во внебюджетные фонды, налог на землю, налог на доходы по УСН, плата за фактическое загрязнение (в пределах норматива) окружающей природной среды, налог на имущество, транспортный налог, — на обследуемых предприятиях составляет в среднем от 5 до 7 %.
Мебельные предприятия используют режим ОЭЗ-1996 в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [2], что предполагает их освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе импортных сырья, материалов и комплектующих и вывозе готовой продукции на остальную территории РФ. Иные платежи, непосредственно связанные с ввозом импортных материально-технических и производственных ресурсов, составляют в среднем от 500 до 1500 рублей (в зависимости от суммы инвойса).
В качестве ключевых проблем для мебельных предприятий региона респонденты называли недостаток финансовых средств (68,0 %) и высокий уровень налогообложения (59,4 %). Отмечались также сложности с привлечением заемных средств (41,0 %), особенно для субъектов малого предпринимательства. В этой связи используются преимущественно следующие источники финансирования: собственный капитал, кредитные линии или займы международных компаний. Кредитные линии открывают в основном с целью пополнения оборотных средств; ставки по таким кредитам колеблются от 12,5 до 15,0 % в зависимости от срока кредитования (3—5 лет). В качестве заемного капитала привлекают займы международных компаний (например, Германии) на срок до 4 лет по ставке 9 % годовых.
В ходе обследования было выявлено, что для ведения бизнеса необходимо повысить доступность кредитных ресурсов и устранить административные барьеры на пути инвестиций. Однако в отношении эффективности применяемой системы кредитования ответы респондентов разделились — средняя ее оценка составила 3,4 балла по пятибалльной шкале.
В современных условиях необходима определенная сдерживающая позиция государства в отношении регулирования ставок и погашения задолженности по кредитам, включающая в себя:
- создание благоприятных условий для кредитования коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства:
- увеличение размера кредита для юридических лиц до 20 млн рублей, для предпринимателей без образования юридического лица — до 1 млн рублей;
- увеличение сроков кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства до 5 лет при одновременном снижении процентных ставок по кредиту;
- расширение целевого кредитования предприятий, в том числе под расчеты за поставленную продукцию (факторинг), предполагающего инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.
Отсутствие необходимого залогового обеспечения и кредитной истории (56 %) являются главными причинами отказа в предоставлении кредита на развитие собственного бизнеса.
Государством принимаются определенные меры в данной сфере: государственное гарантирование кредитов, предоставление льгот по кредитам и кредитных ресурсов в рамках реализации различных программ. Так, эффективность государственной поддержки респонденты оценили в 3,2 балла по пятибалльной шкале, выделив при этом следующие наиболее эффективные, на их взгляд, меры поддержки:
- льготное налогообложение малого бизнеса;
- меры финансовой поддержки со стороны Фонда поддержки предпринимательства Калининградской области: субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат на приобретение оборудования и затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
На вопрос анкеты «Охарактеризуйте влияние курса валют на Ваше производство», оцениваемое по шкале от – 2 до + 2 баллов, где – 2 — «очень сильный ограничивающий эффект», 0 — «не оказывают никакого влияния», а + 2 — «очень сильный стимулирующий эффект», большинство респондентов (81 %) оценили влияние в среднем в – 1 балл, что свидетельствует об ограничивающем влиянии этого фактора.
Доля поставок в другие регионы России в общем объеме производимой продукции мебельными предприятиями за 2014 г. составила в среднем 77 % (по данным Минпромторга — 80 %); при этом следует отметить, что у 70 % производителей корпусной мебели эта доля достигает 95 % (Рисунок 1).
Рисунок 1 — Структура поставок продукции на внешние рынки в общем объеме производимой продукции в 2014 г., %
На внутреннем рынке реализуется в среднем 23 % производимой продукции, причем сведения по респондентам варьируются в пределах от 2 до 28 %.
Названные респондентами основные каналы сбыта отобранных для целей обследования пяти видов продукции распределились следующим образом: долгосрочные договорные отношения — 74,5 %, розничная торговля (мебельные салоны) — 21,0 %, выставки и ярмарки — 4,5 %.
Географию поставок (закупок) товарно-материальных ценностей (ТМЦ) за 2014 г. мебельные компании охарактеризовали следующим образом (Рисунок 2).
Рисунок 2 — География поставок (закупок) ТМЦ за 2014 г. для мебельных предприятий региона, %
Основными странами — поставщиками сырья, материалов и комплектующих, используемых в производстве мебельной продукции, выступают: Республика Польша, Италия, Испания, Китай, Россия, Германия, Литва, Австрия. В числе основных регионов РФ, поставляющих сырье, материалы и комплектующие, респондентами были названы Московская и Калининградская области, а также города Москва и Екатеринбург.
Респонденты отметили, что основными странами — поставщиками производственного оборудования являются Германия, Италия, а технологии изготовления и дизайнерские проекты мебельные компании приобретают в Италии.
Оценка эффективности мер поддержки мебельных предприятий в целях предотвращения негативных последствий «проблемы-2016», которая проводилась по пятибалльной шкале: «0» — отсутствуют или нет необходимости; «– 1» — самая низкая оценка эффективности; «– 5» — самая высокая оценка эффективности, — представлена на Рисунке 3.
Рисунок 3 — Результаты оценки эффективности мер поддержки мебельных предприятий в целях предотвращения негативных последствий «проблемы-2016», в баллах
Таким образом, большинство респондентов признали меры поддержки неэффективными:
- поддержка инвестиционных проектов и модернизации (82 %);
- обеспечение кадрами (68 %);
- стимулирование выхода на новые рынки (80 %);
- развитие производственной инфраструктуры (76 %);
- поддержка инноваций (79 %).
Бизнесу нужны квалифицированные кадры, и данный факт подтверждают результаты проводимого обследования (2,25 балла). Проблема квалификации кадров (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) стоит в настоящее время особенно остро, и это отмечают 68 % респондентов.
Бизнес-сообщество региона, что было подтверждено результатами обследования, положительно относится и поддерживает сотрудничество с региональными органами власти и органами местного самоуправления. Э то сотрудничество должно расширяться и стать более открытым, концентрироваться на вопросах создания благоприятных условий для предпринимательства и роста деловой активности. Более половины предпринимателей оценивают взаимодействие бизнеса с властью как эффективное и рассчитывают на поддержку в дальнейшем.
Результаты обследования позволили сформировать цепочки создания стоимости, оценить ее структуру и величину по звеньям в разрезе видов продукции