Глобальные

У каждого продукта есть своя цепочка создания стоимости: конечная стоимость товара создается на нескольких этапах с участием различных звеньев в разных странах. Ранее предполагалось, что все эти этапы проходят в одной стране. Соответственно вся стоимость продукта приписывается одному государству — конечному экспортеру. Однако из-за распространения практики аутсорсинга и переноса производства в другие страны разные этапы создания стоимости могут происходить в разных частях света. Поэтому для более объективной и качественной оценки конкурентоспособности каждой страны был предложен новый показатель — глобальная цепочка создания стоимости (global value chain income).

Р. Каплински также отмечал, что «в связи с тем, что существует тенденция разъединения цепочек накопления стоимости и все более жесткого разделения труда, возможности воздействия на конкурентоспособность путем повышения эффективности деятельности отдельных звеньев становятся очень ограниченными» [8]. Таким образом, Р. Каплински указывал на необходимость повышения эффективности работы таких цепочек в странах с ограниченным уровнем доходов. В.Б. Кондратьев в своем исследовании «Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике» рассмотрел таковые на примере химической промышленности (Таблица 1) [10].

Таблица 1

Цепочка добавленной стоимости химической промышленности

Нефть и газ →

Нефтехимия →

Базовые

химикаты →

Полимеры →

Специальная химия →

Активные ингредиенты

Товарные категории

Олефины:

·Этилен

·Пропилен

·Бутадиен

Полиолефины:

·PE

·PP

Промышленные газы

Промежуточные продукты:

·Бутандиол

·THF

·HMDA

Неорганики:

·Аммиак

Специальные полимеры:

·Поликарбонаты

·ABS/SAN

·PMMA

Специальные химикаты:

·Присадки (Additives)

Продукты тонкого органического синтеза

·Пигменты

·Дисперсии

·Краски

Продукты тонкой химии:

·Фармацевтические полуфабрикаты

·Витамины

·Ароматические и душистые вещества

Агрохимия

Использование

·Фольга и изделия из нее

·Хладоагенты

·Удобрения

·Теплоносители

·Пластиковые бутылки

·Органическое стекло

·Светостабилизаторы

·Покрытия с «эффектом лотоса»

·Гербициды

·Пищевые продукты


Источник: [33].

Примечание: PE — полиэтилен; PP — полипропилен; THF — тетрогидрофуран; HMDA — гексаметилэндиамин; ABS-АБС — пластик; SAN —стиролакрилонитрил; PMMA — полиметилметакрилат.

В отчете Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [13] было отмечено, что 80 % объемов мировой торговли приходится на цепочки создания добавленной стоимости, которые контролируют несколько десятков ТНК. ЮНКТАД исследовала современные цепочки создания стоимости товаров и делала следующие выводы (Рисунок 1).

Рисунок 1 — Механизм работы цепочек добавленной стоимости [15]

 

Годовой оборот торговли товарами и сырьем превышает 20 трлн дол. США. При этом сырье может быть получено в одной стране, обработано в другой, на заводы третьей уже поставлено в переработанном виде, а готовый продукт, таким образом, отправляется на потребительский рынок уже четвертой страны. Важно подчеркнуть, что стоимость этого сырья считается лишь единожды в ВВП страны, где оно было добыто, но при этом несколько раз учитывается в глобальном экспорте.

В связи с этим крайне важен ответ на вопрос: как на самом деле устроена мировая торговля и где создается основная стоимость так называемых «конечных» товаров.

Производственные цепочки могут связывать несколько стран одновременно, целые регионы и создавать в итоге глобальную сеть из различных компаний (добывающих, обрабатывающих, высокотехнологических и др.).

Исследование Центра транспорта и логистики Массачусетского технологического института, проведенное в 2009 г., показало, что для группы из 300 крупнейших мировых компаний, объем продаж которых превышает 1 млрд дол. США, около 51 % производства компонентов, 47 % окончательной сборки, 46 % хранения на складах, 43 % обслуживания клиентов, а также 39 % разработки продукта осуществлялось за пределами страны базирования ТНК.

Страны и компании могут размещаться на начальных, промежуточных либо конечных стадиях в цепочке добавленной стоимости в зависимости от их специализации, и их позиция с течением времени может измениться. Страны и компании, располагающиеся на начальной стадии, добывают природные ресурсы, производят сырье либо интеллектуальные активы (НИОКР, проектирование, дизайн), на промежуточной — производят детали, компоненты и узлы, на конечной — это звенья по сборке и/или дистрибуции, маркетингу и брендингу продукции, а также связанные с послепродажным или клиентским обслуживанием. При этом создание стоимости в условиях цепочек распределено неравномерно среди разных ее видов деятельности. Самая высокая добавленная стоимость, как правило, создается при производстве ключевых компонентов или в сфере услуг (НИОКР, дизайн, маркетинг, брендинг, сбыт продукции, обслуживание клиентов) [32].

Наибольший глобальный эффект цепочки стоимости получили в производстве транспортного оборудования, а также электронной промышленности, так как для этих отраслей характерна максимальная доля иностранной (реэкспортированной) добавленной стоимости в валовом экспорте; их цепочки зачастую длинные и сложные, поскольку большинство деталей и узлов могут быть легко произведены по отдельности, транспортированы на значительные расстояния, а сборка конечной продукции вообще может вестись в свободных экономических зонах.

Таким образом, добавленная стоимость, произведенная за рубежом, — это доля сырья и компонентов, которые были ввезены в страну для создания экспортного товара. Добавленная стоимость внутри страны — это то, что было произведено экономикой страны и учитывается при расчете ВВП.

Также крайне важен уровень участия страны в глобальной цепочке создания стоимости. Этот показатель включает как товары, ввозимые в страну для создания какого-то продукты, так и сырье и компоненты, вывозимые из страны. Чем выше этот показатель, тем больше страна влияет на мировое производство и экспорт [13].

[1] Авдашева С.Б., Буданов И.А., Голикова В.В. и др. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленной промышленности России). URL: http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal/articles/09_03_04.pdf (дата обращения: 24.12.2015)
[2] Андреева Т.В., Ермакова Ж.А. Формирование цепочек создания стоимости продукта в пищевой промышленности. URL: http://vestnik.osu.ru/2011_1/16.pdf (дата обращения: 24.12.2015).
[3] Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 2002.
[4] Боутеллир Р., Корстен Д. Стратегия и организация снабжения / пер. с нем.; под ред. Н.Ф. Титюхина. М.: КИА центр, 20 с.
[5] Gruen T.W., Corsten D. A comprehensive guide to retail out-of-stock reduction in the fast-moving consumer goods industry, 2007. 69 p. URL: http://www.gmaonline.org
[6] Волков Д.Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. СПб., 2008.
[7] Ивашковкская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. 2004. № 4. С. 113—132.
[8] Мартин Джон Д., Петти Вильям Дж. VBM — управление, основанное на стоимости. Корпоративный ответ революции акционеров. Днепропетровск, 2006.
[9] Калинина Е.А. Общая методология анализа цепочки ценностей / Е.А. Калинина, А.А. Соболева. URL: http://www.rusnauka.com/20_AND_2009/Economics/48917.doc.htm (дата обращения:11.01.2016)
[10] Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации. Какие выводы можно сделать на основе анализа цепочки накопления стоимости? / пер. с англ. Препринт WP5/2002/03. М., 2002.
[11] Кларк Дж. Б. Распределение богатства / пер. с англ. М., 1992.
[12] Кондратьев В.Б. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=269044 (дата обращения: 24.12.2015)
[13] Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Е. Портер; пер. с англ. М., 2005.
[14] Конкурентоспособность и развитие частного сектора: Казахстан, 2010 год. Стратегия повышения отрас-левой конкурентоспособности // ОЭСР. URL: http://www.skillsforemployment.org/wcmstest4/idcplg?IdcService=GET_FILE&dID=84753&dDocName=WCMSTEST4_063447&allowInterrupt=1 (дата обращения: 24.12.2015).
[15] Конференция ООН по торговле: несколько десятков корпораций правят миром, и это хорошо. URL: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/economics/konferentsiya-oon-po-torgovle-neskolko-desyatkov-korporatsiy-pravyat-mirom-i-eto-horosho/tr?lang=ru (дата обращения: 24.12.2015).
[16] Конференция ООН по торговле: несколько десятков корпораций правят миром, и это хорошо. URL: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/economics/konferentsiya-oon-po-torgovle-neskolko-desyatkov-korporatsiy-pravyat-mirom-i-eto-horosho/tr?lang=ru (дата обращения: 24.12.2015).
[17] Конференция ООН по торговле: несколько десятков корпораций правят миром, и это хорошо. 28 февраля 2013 г. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3244103 (дата обращения: 11.01.2016).
[18] Кристоф Арндт, Кэлли Кормиер, Евгений Рязанов. Управление цепочкой добавленной стоимости и пре-одоление бедности в сельской местности: опыт проекта в Кыргызстане. Кыргызстан. 2005. URL: http://www.agro-asia.com/7/info-58 (дата обращения: 11.01.2016).
[19] Основные аспекты исследования четырех секторов отрасли животноводства в Казахстане. Раздел «Мясное животноводство» // Инвестиционный центр ФАО. URL: http://www.eastagri.org/publications/pub_docs/3_scado_meat_sector_RU_press. pdf (дата обращения: 24.12.2015).
[20] Приложение к Концепции международной выставки «KAZAKHSTAN INVESTMENT EXPO 2014». URL: http://www.botschaft-kaz.de/ru/pdf/expo2017.pdf (дата обращения: 24.12.2015).
[21] Развитие экономических коридоров. Анализ цепей поставок // Институт АБР / Институт ЦАРЭС. 13 ноября 2013 г. URL: http://www.carecprogram.org/uploads/events/2013/TOKYO-Global-Supply-Chains/009_103_209_CARECI-ECD-Supply-Chain-ru. pdf (дата обращения: 11.01.2016).
[22] Рахматуллина З. Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31 (246) URL: http://afdanalyse.ru/news/ehvoljucija_kategorii_dobavlennaja_stoimost_v_ehkonomicheskoj_literature/2012—10—03—231 (дата обращения: 11.01.2016).
[23] Сектор шерсти. Отчет подготовлен Инвестиционным центром ФАО под руководством старшего агронома Тури Филеччиа «Основные аспекты исследования четырех секторов отрасли животноводства в Казахстане». URL: http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/tci/docs/LH4-Wool.pdf (дата обращения: 24.12.2015).
[24] Ситник П.Е. Использование показателей экономической прибыли для построения регионального рейтинга российских непубличных компаний // Корпоративные финансы. 2008. № 4. С. 114—121.
[25] Сэй Ж.Б. Катехизис политической экономии / пер. с фр. СПб., 1833.
[26] Черемушкин С.В. Денежная добавленная стоимость CVA (Cash value added) и остаточный денежный поток RCF (Residual cash flow) // Управление корпоративными финансами. 2008. 03(27).
[27] Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок / пер. с англ.; под ред. В.С. Лукинского. СПб., 2006.
[28] Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учеб. пособие / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М., 2010.
[29] Экономика XXI века: глобальные цепочки стоимости вместо национального экспорта. URL: http://finance.rambler.ru/news/analytics/130793383.html (дата обращения: 24.12.2015).
[30] Baldwin R., Venables A. Spiders and Snakes: Offshoring and Agglomeration in the Global Economy / National Bureau of Economic Research. 2010. URL: http://www.nber.org/papers/w16611 (дата обращения: 24.12.2015).
[31] Chopra S., Meindl P. Supply chain management. London: Prentice Hall, 2001.
[32] Fernandez P. EVA and Cash value added do NOT measure shareholder value creation. University of Navarra — IESE Business School, 2015.
[33] Fernandez Р. Three Residual Income Valuation Methods And Discounted Cash Flow Valuation. University of Navarra — IESE Business School, 2003.
[34] Interconnected Economies: Benefiting from Global Value Chains (Preliminary version) / Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development. 2013. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/interconnected-economies_9789264189560-en (дата обращения: 24.12.2015).
[35] Kannegiser M. Value Chain Management in the Chemical Industry. Global Value Chain Planning of Commodi-ties. Haidelberg, 2008.
[36] Kaplinsky R., Morris M. A handbook for Value Chain Research / The International Development Research Centre. 2001. URL: http://www.prism.uct.ac.za/Papers/VchNov01.pdf (дата обращения: 11.01.2016).
[37] Knolmayer G., MertensP., ZeierA.: Supply Chain Management auf Basis von SAP-Systemen: Perspektiven der Auftragsabwicklung fur Industri-ebetriebe, Berlin u. a.: Springer, 2000.
[38] Stadtler H., Kilger C. Supply chain management and advanced planning. Concepts, models, software and case studies. 4th ed. Springer, 2008.
[1] Здесь и далее используется понятие цепочки создания стоимости (ЦСС).