Автомобильные перевозки

Процесс организации грузоперевозок автомобильным транспортом на территорию и из Калининградской области имеют свою специфику, связанную с эксклавностью региона. Данная специфика обусловлена необходимостью руководствоваться не только внутренними нормами, правилами и тарифами, разработанными для регулирования автомобильных перевозок в РФ, но и международными, а также учитывать требования и правила государств, по территории которых осуществляется транзит.

Помимо особенностей, связанных с территориальной оторванностью области, перевозка грузов автомобильным транспортом имеет свои существенные отличия от перевозок другими видами транспорта.

В первую очередь данный вид транспорта является более мобильным, что позволяет сократить время доставки и в некоторых случаях исключить этап промежуточного складирования. Во-вторых, протяженность и разветвленность автомобильных дорог гораздо выше, чем протяженность железнодорожных путей, что дает возможность проложить маршрут доставки груза наиболее эффективно и оптимальным образом выгодно, что, например, затруднено при использовании железнодорожного транспорта.

Организация грузоперевозок автомобильным транспортом регламентируется рядом законодательных актов, в том числе и международных. Более подробно перечень документов представлен в разделе Нормативные правовые акты

Применяемые наиболее общие правила и требования изложены в постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Представленные правила определяют порядок отношений между всеми лицами, участвующими в перевозке грузов, а также требования к грузопотокам и транспортным средствам, с использованием которых организована перевозка.

Для организации перевозки опасных грузов (грузов, имеющих класс опасности), руководствуются приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» [6]. Данные правила содержат перечень опасных и особо опасных грузов, а также регламентируют требования и условия к организации перевозки таковых. Для некоторых типов грузов предусмотрены процедуры конвоирования и сопровождения таможенными службами и Госавтоинспекцией МВД РФ, что влияет на стоимость их грузоперевозки.

Необходимо отметить и такой документ, как утвержденный решением Комиссии Таможенного союза «Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза», который содержит перечень товаров и порядок процедур по их проверке.

Помимо законодательных актов на перевозку грузов влияют технические требования хранения и транспортировки товаров.

Представим основные транспортные операции при организации перевозок автомобильным транспортом с учетом норм и правил (табл. 15)

Таблица 15

 

Основные операции при организации перевозок автомобильным транспортом

В таблице символом «+» обозначены операции или условия, которые необходимо выполнить в связи с требованиями действующего международного и/или российского законодательства. Каждая такая операция влияет на конечную стоимость товара.

Схема процесса перевозки автомобильным транспортом, включающая основные и дополнительные транспортные операции, отображена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема этапов процесса перевозки грузов автомобильным транспортом

Приведенные сведения позволяют оценить процесс перевозки для различных типов грузов, а именно грузов, не имеющих каких-либо особенностей в способе их перевозки; грузов, для перевозки которых необходимы специально оборудованные вагоны; опасных грузов; грузов, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному контролю.

Рассмотренные особенности перевозки грузов автомобильным транспортом позволили обобщить данные о структуре и перечне транспортных и сопутствующих операций, определяющих стоимость перевозки, что было учтено при моделировании транспортного тарифа и добавленной стоимости.