Организация обследования

Для формирования массива исходных данных моделирования добавленной стоимости агропромышленного сектора Калининградской области применялись известные и широко распространенные качественные методы исследования — глубинное интервью и анкетирования.

Глубинные интервью проводились с руководителями предприятий, а анкетирование — специалистами финансово-экономических служб и структурных подразделений. По характеру исследуемых вопросов наибольший интерес представили глубинные интервью.

Глубинное интервью проводится в форме свободной, но структурированной беседы, по заранее разработанной программе обследования. Его использование было обусловлено необходимостью получения детальной информации об участии респондентов в продуктовых цепочках создания стоимости в регионе, по отдельным финансово-экономическим показателям и затратам на производство сырья или готовой продукции, а также оценки влияния различных факторов и условий на хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.

С целью организации обследования и получения репрезентативных исходных данных для дальнейшей разработки моделей продуктовых цепочек создания стоимости в агропромышленном Калининградской области (растениеводства и животноводства) был решен ряд задач:

  • определение программы проведения глубинных интервью и анкетирования, в том числе типовых хозяйствующих субъектов сектора: производители сельскохозяйственного сырья и предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственного сырья с последующим выпуском готовой продукции;
  • определение портфеля продуктовых цепочек создания стоимости в агропромышленном секторе и перечня продуктов, по которым возможно построение цепочек добавленной стоимости по исходным данным и их моделирование в рамках региона;
  • подготовка вопросов для глубинного интервью и анкеты;
  • создание выходных форм (шаблонов) для разработки информационной базы моделирования по продукции и цепочкам добавленной стоимости;
  • проведение обследования и предварительных расчетов;
  • заполнение выходных форм по продукции и цепочкам добавленной стоимости для формирования информационной базы моделирования.

При проведении обследования учитывалась отраслевая специфика хозяйствующих субъектов в агропромышленном секторе — растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственного сырья. В обследовании принимали участие и агрохолдинги Калининградской области, деятельность которых охватывает различные отрасли и виды экономической деятельности в рамках сектора.

Собственно отбор предприятий в выборку был организован случайным образом по группам продуктовых цепочек создания стоимости, которые объединяют хозяйствующих субъектов, производящих сельскохозяйственное сырье и готовую продукцию в регионе. Важным условием являлось обеспечение репрезентативности продуктовых цепочек создания стоимости, что предполагает отбор достаточного числа предприятий для изучения каждого ее звена в отдельности. Например, производство такой готовой продукции, как молоко пастеризованное, требует отбора предприятий сферы растениеводства — выращивание кормовых культур на откорм КРС, животноводство — производство молока сырого, переработка — производство молока пастеризованного.

Глубинные интервью и анкетирование проводились преимущественно среди средних и крупных производителей агропромышленного сектора, в том числе в растениеводстве — малым предприятиям, крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) и индивидуальным предпринимателям.

Период проведения — с 1 апреля по 30 июня 2015 года.

Место проведения — г. Калининград и Калининградская область.

В совокупности по отраслям АПК (растениеводство, животноводство и переработка) проведено 47 интервью, в том числе по 32 предприятиям (68,1 %) — крестьянские фермерские хозяйства и 15 (31,9 %) — крупные перерабатывающие предприятия агропромышленного сектора.

Однако для дальнейшей работы, исходя из качества и полноты предоставляемых сведений, были отобраны 21 анкета, в том числе 11 по направлению растениеводство, 10 — животноводство.

Обследование предприятий было ориентировано на получение экспертных оценок у широкого круга респондентов, находящихся внутри цепочки создания стоимости, что позволило охарактеризовать ее структуру, определить состав и роль ее участников, выявить резервы роста добавленной стоимости.

В соответствии с разработанным методическим инструментарием обследования перечень вопросов для проведения глубинного интервью, который часто называют «гайдом», а также анкеты для опроса специалистов предприятий были сгруппированы по разделам:

Во всех разделах был представлен базовый перечень вопросов, касающихся развития конечных рынков продукции, состава участников цепочки, наличия барьеров доступа на рынок, основных факторов, определяющих конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках. Основной акцент в сценарии интервью был сделан на выявлении фирм-лидеров рынка, отборе поставщиков, характере взаимоотношений с поставщиками, а также на проблемах модернизации отдельных звеньев цепочки, включая оценку деятельности и роль агрохолдингов.

В целом структура анкеты для обследования предприятий, независимо от их отраслевой принадлежности, включала следующие блоки вопросов:

  1. Общие вопросы о деятельности предприятий (позволили оценить основные виды экономической деятельности, продолжительность существования на рынке, организационно-правовую форму, принятую систему налогообложения, структуру основных фондов, численность персонала и др.).
  2. Финансово-экономические показатели (основные показатели производства продукции в целом и по отдельным видам: выпуск, объем реализации, мощности, затраты на производство, потери, прибыль, амортизация, фонд оплаты труда, добавленная стоимость и др.).
  3. Показатели себестоимости продукции (структура себестоимости по статьям затрат и этапам производственно-сбытового цикла, в том числе по каждой статье — доля импортного сырья и комплектующих в затратах на приобретение ресурсов у внешних поставщиков, цены приобретения сырья, оптовые и розничные наценки и т.д.).
  4. Государственное регулирование регионального АПК и меры государственной поддержки (позволили оценить эффективность системы субсидирования и дотаций, кредитования, страхования, технического регулирования и других факторов, влияющих на производство).
  5. Показатели, характеризующие рынок, технологии, инвестиции (география и структура поставок ресурсов для производства, основные каналы сбыта готовой продукции, цены реализации, звенность оптовой и розничной торговли и др.).
  6. Показатели, характеризующие добавленную стоимость (дали возможность оценить структуру добавленной стоимости, ее распределение по звеньям цепочки создания стоимости и технологическим этапам производства, факторы, влияющие на рост добавленной стоимости, др.).

Впоследствии для формирования исходной базы моделирования цепочек добавленной стоимости использовались как полученные результаты обследования предприятий, так и статистические базы данных.

Полученный информационный массив позволил:

  • провести анализ современного состояния агропромышленного сектора Калининградской области в разрезе основных форм хозяйствования;
  • сформировать портфель продуктовых цепочек создания стоимости, объединяющих предприятия отраслей агропромышленного сектора, (растениеводство, животноводство, переработка);
  • определить роль и участие региональных производителей АПК в формировании добавленной стоимости при производстве продукции и потенциал ее роста;
  • выявить внутренние и внешние факторы, в результате воздействия которых изменяются условия хозяйствования как на уровне сектора, так и отдельных участников цепочки создания стоимости;
  • оценить развитие, определить перспективы и формы интеграционных взаимодействий, в частности кооперации, в агропромышленном секторе Калининградской области;
  • - провести сценарный анализ развития агропромышленного сектора региона на основе моделирования создания добавленной стоимости с учетом влияния внутренних и внешних факторов воздействия.